Приветствую Вас, Гость!



РосХайЭнд - интересные знакомства. Часть 1.

Главная » Секции » Клуб аудиофилов » РосХайЭнд - интересные знакомства. Часть 1.
Посещение выставок Hi-End аппаратуры занятие не только приятное, но и полезное. Ведь помимо прослушивания стерео компонентов на выставках мы знакомимся и общаемся с людьми живущими и дышащими музыкальной аппаратурой так же как и мы сами. Общение ведет к обмену впечатлениями, информацией и опытом, а это в свою очередь делает нашу жизнь насыщенной и интересной.
Проиллюстрирую данное наблюдение примером. На Рос Хай-Энд 2016 познакомились мы с одним из разработчиков акустики. Operly – Евгением Щукиным.
Пообщались, обменялись телефонами. Через какое-то время Женя позвонил мне и попросил помочь отстроить виниловый тракт. Сказано – сделано. Договорившись на удобное время и прихватив с собой стопку тестовых дисков и шкатулку с иголками, я отправился к Жене. Живет он за городом, в собственном двухэтажном доме. Места у него более чем достаточно, и значительная часть этого места отведена под аудио компоненты.
Я как увидел – ахнул! Жаль Олди всего этого великолепия не видит. Вот он бы точно слюной захлебнулся бы! Ламповая радиола 60-х, двухкорпусной, студийный кассетник 70-х, умопомрачительная, дизайнерская, настенная CD-кассетная магнитола 80-х, студийный бобинник с 38 скоростью и двухдорожечными головками записывающими во всю ширину ленты в одну сторону бобины; футуристичный, похожий на летающую тарелку ламповый CD и т.д. и т.п.
Но особенно меня впечатлило у Жени – наличие двух полностью автономных трактов. Огромных 4-х полосных мониторов со смешенно транзисторно-ламповым усилением, и уже знакомых мне, однополосных рупоров Оперли с чисто ламповым усилением в классе «А». Послушав, для ознакомления с особенностями звукового тракта и комнатой для прослушивания бабинник, мы перешли к виниловому тракту.

Не так давно Женя прикупил у знакомого коллекционера роскошный вертак Микросейк с родным шеллом и иголкой Сейс С3 в придачу. Коротко остановлюсь на основных особенностях проигрывателя. Аппарат ну просто космический. Из современных производителей могу сравнить с топовыми моделями Трансротора. Огроменный, здоровенный, тяжеленный – вот что первое приходит в голову глядя на него. Массивный бронзовый диск весом в 14 кг по диаметру намного превышает 12-дюймовую грампластинку. Она смотрится на нем как 10-дюймовка на обычном вертаке. Подстать огромному диску длинный 12-дюймовый тонарм с множеством настроек и регулировок, некоторые из которых я видел впервые. Невероятных размеров стол со штатной, закрывающей все это великолепие акриловой крышкой на петлях. Пассиковый привод вертака оказался неспособным раскрутить столь массивный диск и его приходилось разгонять вручную. Это неудобство Женя компенсировал манерой менять и переворачивать пластинки не останавливая поворотный диск.
Помимо идущей в комплекте МС Сейс С3 у Жени имелась ММ АТ-440 на стандартном шелле Аудиотехники. За коррекцию отвечал ламповый ММ фоник от Александра Червякова (Ламповый Рай). А для использования МС Женя приобрел повышающий трансформатор Ортофон Т30 с регулируемым входным сопротивлением 3; 6; 12; 24 и 48 ОМ.
Итак, приступаем к настройке. Для начала с помощью регулируемых ножек отстроили вертак по уровню. Далее, при помощи ультра точных Жениных весов установили прижимную силу. Увидев весы, я не удержался и хихикнул: точно такие я видел в одном из рекламных роликов,
где автор утверждал, что весы точны настолько, что даже чувствуют притяжение Луны и без них настроить прижимную силу ну никак не получается. Женя не понял мой смешок и спросил:
-Что, плохие весы?
-Хорошие, даже через чур. Дорогие только. Если не ошибаюсь, 15 000 стоят.
-Точно не помню, но они ведь хорошие.
-Это да. Хотя подошли бы любые весы с точностью до 0,1 гр. Главное, чтобы площадка для взвешивания была изготовлена из немагнитных материалов.
С антискейтингом пришлось повозиться, но в конце концов установили и его. Тушка у Сейс С3 здоровенная и для регулировки VTA пришлось поднимать тонарм. Оставалось настороить угол захода иглы. Для этого нужно было чертить шаблон отталкиваясь от значения эффективной длины тонарма. Но такой информацией Женя не располагал. Пришлось лезть в мутные дебри сети. Ситуация осложнилась тем, что данная модель комплектовалась и 10 и 12 дюймовыми тонармами. Наконец, заветная цифра была найдена, шаблон начерчен и геометрия настроена.
Поставив пластинку и опустив иголку, мы приготовились к чарующим звукам. Но не тут то было. Заиграло так, как будто что-то сломалось. Тускло, вяло и все завалено сибилянтами.
-Вот так вот она и играет…, - грустно констатировал Женя. -Я думал это из-за того, что игла не настроена…
-Ничего не понимаю…Может трансформатор не подходит? Какое у Сейс С3 внутреннее сопротивление?
-Да кто ж ее знает? Я прижимную силу то еле нашел.
Покрутили на Т-30 регулировки сопротивления. Изменилась громкость, но звук как был мерзким, так и остался.
-А иголка случайно не конченная? – озвучил я закрадывающееся подозрение.
-Вообще продавец сказал, что картридж в отличном состоянии. Мало того, Сейс С3 топовая игла, т.е. высшая в линейке.
-Тогда я не понимаю, что происходит. Давай попробуем АТ440 поставить.
По уже имеющемуся шаблону мы быстро отстроили геометрию иглы, установили прижимную силу, антискейтинг и немного опустив тонарм подровняли VTA.
-Отключи совсем повышающий трансформатор.
-Хочешь сузить круг подозреваемых?
-Ну типа того, чтобы лишних звеньев не было.
И так! Попытка №2.
Ставим пластинку, опускаем иглу…Вот оно! Заиграло прилично, причем весьма! Я раньше слышал АТ440 и она произвела на меня благоприятное впечатление. Свои 15 тыс.руб., в отличие от Женькиных весов, она точно стоит. Отслушав несколько пластинок и попривыкнув к звуку, Женя заметно повеселел.
-Ну вот, слава Богу, заиграло. А то купил вертак, а звук такой, что слушать невозможно.
-Вот только почему??!
Однако, время было уже позднее, и решение этого вопроса перенесли на следующий раз.
-Дай мне Сейс С3, я ее на своем тракте послушаю. А то у тебя так играет, что даже не понятно рабочая она или нет.
-Бери, хочешь и транс тоже послушай.
-Давай, как раз хотел с регулируемым повышающим трансформатором поиграться.
На следующий день, придя в творческую лабораторию «Кунцево» я застал там Экспера с Вини, крутящими Стерео Тест МС фоников.
Под это дело мы заслушали транс Ортофон Т-30 с Сагденом, Кенвудом и Твин Деком на разных иголках. Нам всем он не особо понравился, но то что трансформатор исправный сомнений не вызывало. Женин фоник «Ламповый Рай» на АТ440 играл вчера весьма убедительно, что также подтверждает исправность всего остального тракта, включая фонокабель. Остается одно слабое звено – иголка МС Сайс С3.
В принципе, я сразу так и подумал. Вот продает человек роскошный вертак за разумные деньги.. Ну что, он туда еще и топовую иголку поставит? Зачем?! Укомплектовал чем попало, лишь бы проверить работоспособность вертака, да и ладно. К тому же шелл родной Микросейковский. Похоже, что эта иголка на нем с самых 70-х болтается.
Закончив тест Экспер с Вини разошлись по своим делам, а я приступил к испытанию иголки. Настроив фонокартридж под свой тонарм, я установил прижимную силу и антискейтинг, поставил тестовую пластинку и замер в ожидании… И первые же звуки ввергли меня в трепет! Буквально за несколько секунд я понял, что картриж исправлен, более того - это одна из лучших иголок слышанных мной когда-либо.
После АТ33ЕV на Твин Деке остались настройки: сопротивление 85 ОМ и усиление 2100 крат. И в таком положении фонокорректора Сейс С3 орала как резанная – раза в полтора громче сидюка. Удовлетворив первое любопытство и убедившись, что картридж в рабочем состоянии, во мне стало разгораться желание познакомиться с новой иголкой поближе. Но для начала нужно было оптимально подстроить под нее фоник. Не имея паспортных данных Сейс С3, приходилось ориентироваться исключительно на слух. И первое, что я сделал это убавил усиление до 1500 крат. Таким образом уровень громкости иголки приблизительно сравнялся с CD. Дальше началась эпопея с подбором сопротивления. В принципе, на 85 ОМ играло очень хорошо. Но что то подсказывало мне, что из этого картриджа можно выжать намного больше.
Немного поразмыслив я решил пойти в сторону уменьшения и переставил фоник на один шаг назад, в положение 66 ОМ. Звуковая картина немного порыхлела и подразмазалась. Отслушав сторону пластинки, я решил, что на 85 ОМ играло лучше. Переключив Твин Дек на два шага вперед в положение 100 ОМ, я опустил иголку, завалился на достархан и замер в предвкушении чуда. И оно свершилось! Звуковая картина расцвела фантастическими красками, играя оттенками и поблескивая нюансами, прорисованными столь филигранно, что разум отказывался верить в реальность происходящего. Звук собрался, сконцентрировался, сфокусировался, и центр этого акустического фокуса через уши проникал мне прямо в мозг, расцветая букетами волшебных цветов.
И я не только видел эти цветы, я ощущал их запахи, чувствовал их прикосновение к своей коже… Это была эйфория! Я сидел словно прибитый гвоздями, боясь пошевелиться и спугнуть прелестный образ. Из оцепенения меня вывел звук сбеговой дорожки. «Дааа.. такого номера я даже в цирке не видел.., - переводя дыхание, вытирая пот и поднимая дрожащими руками микролифт, подумал я. – Это вам не Ортофон, не Шелтер, и даже не Ван ден Хул… Это Сейс С3!»
После пережитого эмоционального оргазма экспериментировать дальше не хотелось. Но дело есть дело. Немного поуспокоившись и выпив рюмочку мадеры, я переключил Твин Дек на 150 ОМ. И почти сразу понял, что звучание расфокусировалось. Чтобы осознать это хватило буквально несколько секунд. Не дослушив трек до конца я поднял иголку и переключил корректор обратно на 100 ОМ.

Часть 2. Продолжение
Автор материала:
...
Имя: ...
Группа: ...
Статус: ...
О материале:
Дата публикации: 09.03.2017
Просмотров: 392 раза
Оставлены: 2 комментария

Комментарии к материалу
Boris 19.06.2017 в 16:35Спам
Уважаемый Ауди!
С удовольствием прочитал Вашу статью, спасибо. Особенно впечатлило то, как Вы описываете Ваше эмоциональное восприятие от прослушивания пластинки с SAEC C3.
У меня вопрос вот какой.
Согласно таблице соответствия между весом тонарма и комплиансом головки (картриджа), рекомендуемой А.Червяковым, SAEC C3 не очень-то подходит к тонарму SME 3009 Series II.
(Это моя конфигурация)
Как Вы сами относитесь к этому?
Спасибо.
С уважением,
Борис
0
Ауди 22.06.2017 в 22:11Спам
Спасибо и Вам за интерес к материалу. Мое отношение к подобным таблицам более чем спокойное. Я никогда не проверял соответствие нового фонокартриджа по таким таблицам, так как считаю, что они носят информационно-рекомендательный характер.

Но на это у меня есть ряд веских причин. Во-первых – я пользуюсь только S-образными тонармами со съемными шеллами. А на таких тонармах изменить эффективную массу достаточно просто, поменяв шелл на более легкий или тяжелый. В чем смысл упомянутых Вами таблиц. Собственная резонансная частота системы – тонарм + шелл + картридж + крепеж должна не заходить в слышимый диапазон, т.е. быть меньше 20 Гц. Если этот резонанс заходит в озвучиваемый акустикой диапазон, то даже при небольшой громкости тонарм начнет возбуждаться и скакать по пластинке, подпрыгивая чуть не на сантиметр.

У меня такое случалось, причем как раз на SME-шном тонарме. Проблема была решена простой перестановкой картриджа на более легкий шелл. Справедливости ради надо заметить, что изначально иголка была установлена не на штатный SME-шный, а на гораздо более тяжелый Джелковский шелл. И у меня был большой запас для маневров.

Вторая причина, позволяющая мне так легкомысленно относиться к подобным таблицам – наличие нескольких разных тонармов. Не подойдет к одному, так подойдет к другому. В Вашем же случае, для более точной, исчерпывающей информации я бы посоветовал обратиться с этим вопросом на Стерео.ру к доктору виниловедения В. Горбатову. У него большой опыт в соответствии тонармов и иголок, и насколько мне известно, он охотно отвечает на подобные вопросы. Рад был с Вами пообщаться. Читайте наши статьи и обзоры, оставляйте свои комментарии и вопросы. С удовольствием на них ответим.
0


Нет фото
Код *: