|
Оцифровка винила. Продолжение.Начало Крит 24.05.2017Решив провести эксперимент по оцифровке винила, мы с Критом недолго думая, созвонились с Дядей Колей и договорились на удобное для всех время. Прихватив стопку тестовых дисков, и шкатулку с иголками, мы отправились за город в гости к нашему хорошему товарищу и одноклубнику Дяде Коле. Выпав из московской толчеи, суеты и угара мы на два дня занырнули в свежесть, спокойствие и тишину деревенской жизни и полностью погрузились в таинство оцифровки. Дядя Коля предупредил нас, что процесс этот чрезвычайно тонкий, требует максимального сосредоточения и самоотречения, отобрал у нас мобильные телефоны, выключил их и спрятал. В то время как на СтереоРу разгорались баталии первой части «может ли оцифровка винила переиграть фирменный SACD», а над Москвой бушевал ураган, мы с Дядей Колей и Критом приступили к настройке оборудования. В процессе оцифровки, по мнению Крита, участвовала комната для прослушивания и вся находящаяся в ней аппаратура. При помощи определенных манипуляций с этой аппаратурой, Крит провел ряд экспериментов для проверки своих гипотез. Забегая вперед, скажу, что он остался доволен результатом и действительно, последствия этих манипуляций слышны на оцифровках. Но с этими хитросплетениями Крит пускай разбирается сам, я же считаю нужным упомянуть те компоненты, которые принимали непосредственное участие в оцифровке. Итак: вертушка NewArtVinyl CrystalRock; тонарм Jelco 250; фонокабель Jelco 501, транзисторный фонокорректор NewArtVinyl ММ/МС PHONO PREAMPLIFIER TWIN DECK REFERENCE; ламповый фонокорректор NewArtVinyl mm LITTLE TUBE; межблочные кабели NewArtVinyl Танго; CD-рекордер Toscam; CD-RW 900 MKII. Иголки: ММ Clearaudio Virtuoso Wood; Ortofon 2М Mono. Высокоуровневые МС Ortofon MC 1 Turbo, Van Den Hul MC – Two Special. Низкоуровневые МС Audio-Technica AT33EV; Shelter 501 II. При настройке оборудования выяснилось, что вентилятор охлаждения у Тоскама плохо задемпфирован и вибрации передаются на корпус и далее на стойку с вертаком. Видимо, производители не предполагали иметь дело с винилом, и не уделили должного внимания виброразвязке. Расположение в комнате для прослушивания у Дяди Коли не позволяло переставить Тоскам подальше от вертушки и пришлось демпфировать его подручными средствами. На стоявшей в момент настройки Турбо 1, мы никакого влияния не заметили. А вот на следующей иголке Клираудио гул вентилятора просочился и на сбеговых дорожках при большой громкости, его было слышно. На остальных иголках мы этого не заметили. Несмотря на то, что мы все делали вместе, цели, задачи и приоритеты у каждого оказались свои. Дядя Коля был рад компании и общению с одноклубниками. А также возможности на своей системе отслушать разные фонокартриджи. Крит, как я уже говорил, маньячил со своими теориями о влиянии на звук всех компонентов системы, включая комнату для прослушивания. Мне же, в первую очередь, было интересно поподробнее исследовать вновь открытые Критом возможности цифровых источников, как далеко эти возможности распространяются и где же, в конце концов, их предел. Вот, с точки зрения своих приоритетов, я и буду вести повествование. Итак: CD1. Начали мы с тракта, установленного у Дяди Коли – картридж Ортофон МС Турбо 1 – ламповый фоник Литл тьюб. Иголка эта – самая простая в нашем тесте, но в паре с фоником, получился чрезвычайно интересный тандем с весьма приличным звуком. На этом тракте мы записали пару треков техно, джаз, цыганский романс и орган. На мой взгляд, конек этой высокоуровневой МС – полуакустическая эстрада. Хотя и техно и орган, за эту цену (в районе 25 К) прозвучали весьма достойно, особенно орган. Следующий тракт Клираудио Виртуозе Вуд – Литл тьюб. К этой иголке у меня особое, трепетное отношение. Ее критикуют за высокую цену (около 70 К), своеобразность звучания и сложности в согласовании с корректором. Но в тандеме с Литл тьюб она раскрывается феноменально! По чувственности, проникновенности и точности передачи вокала – это для меня безусловный лидер. Именно под этот тандем было пролито больше всего слез очарования и восторга. Посмотрим, передадутся ли эти качества на оцифровку. С Вертуозе мы записали орган, цыган, джаз, классику и пару треков с обнаруженной у Дяди Коли 10-дюймовый монопластинки Лобертино Лорети. Далее, для сравнения, оцифровали те же монотреки на Ортофон 2М моно. Надо переслушать оцифровку, но во время записи мне показалось, что Клираудио сыграло интересней. Далее мы переходим к низкоуровневым МС и меняем фоник на Твин Дек. Иголка МС Шелтер 501 – настройки корректора сопротивление 85 Ом, усиление 2100 крат. Первый CD подходил к концу и в дописку мы рубанули умопомрачительную диджейскую сорокопятку. По моему мнению, Шелтер безусловный лидер нашего теста, хотя эта и не самая дорогая из участвующих иголок (порядка 100 К). Слушать с удовольствием на ней можно практически все, кроме самых краев музыкальной палитры (техно, электронная музыка, рок, блюз, эстрада, джаз, этника, классика, опера, романс). Бездушное, семплированное техно лучше воспринимается с менее дорогих и утонченных низкоуровневых МС. А одухотворенные акустические арии и романсы, как я уже говорил, естественней звучат на ММ Вертуозе Вуд. Хотя, опять-таки, это мнение сложилось на живом виниловом тракте. Как это прозвучит на оцифровках, нам еще только предстоит услышать. Итак! CD2. Сначала мы полностью оцифровали легендарную сорокопятку Бука Шаде. Затем орган и трек с тестовой, настроечной грампластинки. Следующие пару тректов с «Мелодийного» сборника «С Новым Годом». Эта оцифровка пресса из СССР – достойный ответ тем, кто считает, что «Мелодия» не умела писаться. Дальше полностью оцифровали сорокопятки «Шаде» и UB-40. Думаю, что по яркости, сочности и глубине восприятия – это будет самой лучшей CD. Следующий тракт. Иголка МС АТ 33 EV, фоник Твин Дек, настройки сопротивления оставляем 85 Ом, а вот усиление увеличиваем до 2400 крат. Не самая дорогая иголка (порядка 45 К), но очень яркая и с широченной стереобазой. Вот на такой МС техно раскрывается в полный рост! Немного прямолинейно, зато доходчиво аж до судорог!!! CD 3. Первые два трека техно, затем сборник «С Новым Годом» ансамбль «Мелодия» и ВИА «Самоцветы», дальше орган, два трека с сорокопятки Еллоу и сторона А с сорокопятки Шаде. Неплохая иголка. Звучит ярко и убедительно, но все же не так утонченно как Шелтер. Следующий тракт. Связка уже звучавшей Вертуозе с фоником Твин Дек настройки сопротивления 47 кОм, усиление 100 крат. Решили сравнить звучание Вертуозе на ламповом и транзисторном фонике. Два трека с цыганскими романсами и трек Lа Cumparsita c японского пресса Mood In Tango. Да, на Твин Деке Вертуозе звучит более детально и четко, но с чрезмерной сухостью. А вот ламповый Литл Тьюб эту сухость удачно маскирует чувственностью и проникновенностью. Надо переслушать оцифровки, при живом проигрывании мнения разделились. Нам с Дядей Колей понравилось больше с Литл Тьюб, а Криту с Твин Деком. На то он и Крит – всегда в оппозиции. Заключительный тракт. Ван ден Хул – Твин Дек. Настройки сопротивление 47 кОм, усиление 100 крат. Первые два трека танго с того же японского винила. Затем два трека со сборника С Новым Годом. Вот интересно сравнить, как проиграла отечественный пресс высокоуровневая Ван ден Хул и низкоуровневая Шелтер. По живости я бы отдал предпочтение Ван де Хул. Но тут уже чистая вкусовщина. Думаю, что объективно выделить лидера не получится. Характер звука немного разный, а дальше – дело вкуса. Следующий трек – орган. Вот тут я отдаю предпочтение ММ Вертуозе. Ван ден Хул играет красиво, но чуть жирновато, подкрашивая звучание своими обертонами. И заключительный трек – сторона А сорокопятки Еллоу. А здесь я бы отдал предпочтение Шелтер. Но, слава Богу, у нас теперь появилась возможность не только рассказывать о своих впечатлениях, но и подкреплять их сделанными оцифровками. Так что, на какой иголке что лучше играет, Вы можете решать сами. Вообще не плохая высокоуровневая МС, вот только уж очень дорогая (порядка 140 К). Вернувшись в Москву к вечеру, мы с Критом не удержались и отслушали CD 2. И буквально, с первых же секунд впали штопор. Оцифровка передала все тонкости, нюансы и оттенки фонокартриджа. Я, прям видел, как Шелтер скользит по пластинке. Не в том смысле, что заиграла как живой винил. Нет, чудо не произошло, мертвая цифра не ожила, а так и осталась трупом. Но красота этого трупа завораживала! Вынужден согласиться с Критом - это на 1000% лучше, чем я только мог себе представить. И главное во всех мельчайших подробностях передан характер фонокартриджа. Я его прямо узнал. Деликатный, с аристократически отточенной дикцией и едва заметной скромностью в звучании. Сказал бы мне кто неделю назад, что я так буду восхищаться цифровым источником, не задумываясь, плюнул бы обидчику в лицо. Ну что делать? Факт есть факт. Видать Винил настолько прекрасен, что даже его цифровая тень никого не оставляет равнодушным. Вообщем, отслушали CD 2 на одном дыхании. Я настолько вошел в образ, что несколько раз порывался встать, чтобы перевернуть пластинку. А когда оцифровка закончилась, и Крит поставил обычный CD – меня прям как судорогой передернуло – заиграла так, как будто что-то сломалось. Хрипит, гремит, орет – а музыка то где? Вот и чего тут сравнивать? То сидел умирал от счастья, а то по ушам резануло как бензопила. - Ну что скажешь Крит – эксперимент удался? - Не знаю, что ты вкладываешь в это понятие, а у меня – да. Я проверил свою гипотезу, и она косвенно подтвердилась. Надо продолжать эксперименты. - Ну а в моем сознании, благодаря этим записям, возможности цифровых источников разъехались даже не в разы, а прямо таки в степени! Если бы CD записывали так же хорошо как играют наши оцифровки, поклонников у винила было гораздо меньше. Как ты считаешь? - Ну, это само собой! А вот мне любопытно, если бы ты не знал, какой источник играет – на что бы ты подумал? - Вопрос конечно интересный… Ну, на винил я бы точно не подумал, потом что звук явно не живой. Но и определенно не допустил что это цифра – уж больно он красивый. И к тому же там явно проглядывается потрескивание винила и характер знакомой мне иголки. Я бы решил, что это запись с винила на магнитную ленту. Да! Вот на что это больше всего похоже. - Забавно, мне тоже в голову приходила такая аналогия. Как ты считаешь, переиграет наша оцифровка фирменный SACD? - Переиграет все, кроме разве что магнитной ленты. Ну и винила, само собой. - Ты имеешь в виду наш тракт. А если взять систему побюджетней и попроще? - Плохой виниловый тракт переиграет кто угодно – и лента, и SACD, и просто CD, а может быть даже и МР3. Вот от непонимания такой элементарной вещи идут массовые разочарования в виниле. «Вот все треплятся – винил суперзвук. Повелся я на эту брехню и прикупил себе за 30 К АТ-120 с встроенным фонокорректором и USB портом. Настроил все как в инструкции, подключил, завел – ужас! Кошмар! Мой 640 Кембридж с фирменного CD обыграет эту балалайку влегкую. А стоят то они одинаково! Вот и верь после этого людям!» - О! Ауди! Ты отличную тему раскачал!!! Давай-ка с тобой посчитаем, сколько заработанных тяжким трудом денежек надо, чтобы с достойным качеством воспроизвести нашу оцифровку и сколько чтобы ее записать. - Давай. А на какую иголку будем ориентироваться? - На ту, запись с которой сейчас слушали, на Шелтер. - Ща прикинем. Доктор виниловедения В. Горбатов рекомендует подбирать вертак к иголке в соотношении 3 к 1. Соответственно, Шелтер 501 – 100 К, вертак 300 К, фоник минимум 100 К и кабельная обвязка минимум 30 К. Ну как то так. - Нет Ауди, не спеши! Давай-ка растянем удовольствие и посмотрим в каких ценовых категориях что нам предложат в аудиосалонах по CD и винилу. И в относительной шкале качества сопоставим эти предложения. - Что значит относительный? - По десятибалльной шкале, за десять примем уже рассчитанный тобой виниловый тракт. - А по цифре как будем оценивать? Я в цифровых источниках не особо силен. - Значит, будем стрелять не прицеливаясь, от бедра. Оценим наш SACD Marantz SA 8400 в семь и будем вокруг этого плясать. Поехали! Первая ставка 30 К. За эти деньги можно прикупить упомянутый тобой 640 Кембридж, который отыграет нашу оцифровку, ну я думаю, на шесть. - По винилу в этот бюджет вписываются вертаки, которые можно похвалить только за то, что они не будут портить грампластинки при воспроизведении. По звуку их легко обыграет МР3, оцениваем их в 1 балл. - 50 К. За эти деньги можно купить приличный CD или даже уже SACD, который отыграет нашу оцифровку на 6+. - По винилу, в этом сегменте почти все то-же самое. Ну, добавлю еще 1 балл, пусть будет 2. - 70 К. Приблизительно столько стоит наш Марантц. Это уже очень приличный SACD, оцениваем его, как и договорились, в 7. - По винилу, в этом бюджете начинают попадаться грамотно сконструированные вертаки, но из самых дешевых материалов. CD они не переиграют – 4. - 100 К. Очень и очень приличный SACD. 7+. - В этом бюджете появляются вертаки, на которые не стыдно смотреть. Но низкоуровневую МС они не раскроют. 5. - 150 К. За эти деньги можно купить источник с ламповым цапом. 8. - В этом сегменте, если постараться, можно найти вертак, способный озвучить МС иголки начальной ценовой категории и уже готовый переиграть CD, но не SACD. 6. - 200 К. Это уже какой-то невероятный, ламповый, двухкорпусной агрегат космической наружности. 8+. - За эту цену, при разумном подходе, уже можно отыскать вертак с зачатками Хай Энда. Хорошей виброразвязкой, толстым диском и возможностью установки нескольких танармов. На него уже не стыдно поставить низкоуровневую МС и он переиграет SACD. 8. - 300 К. Лютый, сумасшедший аппарат из фильмов про будущее. 9. - Ну вот, мы и подошли к нашему вертаку. NewArtVinyl CrystalRock. Синхронный электродвигатель с возможностью точной подстройки под любые пассики. Двухслойный акриловый стол с антирезонансной прослойкой. Опорный диск из акрила, толщиной в 60 мм и весом 5,5 кг. Детонация 0,008%. Вес 17 кг. Возможность установки трех тонармов. Благодаря своим характеристикам, способен полностью раскрыть потенциал фонокартриджей в ценовой категории до 200 К. - Да, хороший вертак NewArtVinyl сконструировали. Хочу добавить, что за эту цену у Трансротор и Торанс можно приобрести только самые младшие модели. Итак, подводим резюме. По цифровым носителям в диапазоне от 30 до 300 К, разброс качества составил от 6 до 9. Причем я думаю, что перевалив за 100 К, прирост в звуке будет уже малозаметным. - Да, по винилу все не так доступно. Что бы уверенно переиграть CD, понадобится аппарат за 150 К плюс иголка 50 К, плюс фоник 70 К. А чтобы переиграть SACD и попасть в Виниловый Рай – бюджет придется подкорректировать до 400-500 К. - Да, цены на хороший виниловый тракт – автомобильные. Вот этот аспект необходимо учитывать тем, кто собирается заниматься винилом. P.S. СтереоМанКлуб выражает сердечную благодарность дизайн студии NewArtVinуl за своевременно оказанную техническую поддержку. Стереокомпоненты NewArtVinуl – музыка, трогающая до слез. Оцировка винила CD1,CD2,CD3 для записи на CD для скачивания О материале:
Комментарии к материалу
|