|
Виниловый Ликбез. Зачем нужны два тонарма?- Салют Ауди!- Привет Стерео! Какими судьбами? - Главный Редактор затеял создать научно-популярный аудиофильский альманах «Русский Звук». В рамках этого проекта совместно с дизайн студией NewArtVinyl мы проведем ряд прослушиваний, возьмем интервью у различных представителей ХайЭнд индустрии, а также прочитаем цикл лекций «Виниловый Ликбез». - Роскошная затея, я – за! - Ну вот и отличненько. Раз ты – за, с тебя лекции для «Винилового Ликбеза». - О, как! Быстро ты меня захомутал… О чем должны быть лекции? - Темы мы тебе будем подсказывать. Демонстрируя на ХайЭнд выставках наш флагманский двухтонармовый вертак Black Crystal, постоянно сталкиваемся с вопросом – зачем нужны два тонарма. И в сегодняшней лекции я попрошу тебя в доступной форме ответить на этот животрепещущий вопрос. - Ну что ж, начну с аксиомы. Все уважающие себя аудиофилы, используют два или больше количества тонармов. - Зачем? - Короткий ответ – для возможности использовать и сопоставлять различные фонокартриджы в сочетании с различными фонокорректорами. Теперь приступим к полному варианту ответа. Начнем с фонокартриджей. Звук с грампластинки извлекает иголка, и именно она, а не весь остальной тракт определяет характер звука. Поменяли ММ на высокоуровневую МС – звук изменился. Поменяли высокоуровневую на низкоуровневую МС – звук опять изменился. И не чуть-чуть – еле уловимо, а кардинально, как будто вместо полочников напольники поставили, или вместо лампового усилителя – включили транзистор. Существует три основных вида звукоснимателей. Я их уже перечислил: ММ, высокоуровневые и низкоуровневые МС. У них у всех есть свои особенности, преимущества и недостатки. И если Вы не зашторены на каком-то одном музыкальном жанре, а в фонотеке больше чем пару сотен винилов, то Вам для максимального раскрытия музыкального материала придется оперировать несколькими фонокартриджами. Как то на одном форуме, Власт-Кол упомянул, что в его иглотеке с дюжину звукоснимателей, на что некто Оле написал: «Может лучше музыку слушать, чем картриджами жонглировать? Всего то, оптимальный поставить и забыть». Власт-Кол поинтересовался – оптимальный для чего? Оле: «Тонарм, пластинки, уши, а Вы про что подумали»? Власт-Кол: «Про музыкальные жанры, год издания грампластинки, страну и лейбл изготовителя, стерео или моно и т.д. и т.п. Когда в далеком 1987 году у меня была пара сотен винилов, я тоже думал, что одной «оптимальной» иголки вполне достаточно. Но когда фонотека перевалила за 5000 грампластинок, до меня дошло, что они очень по-разному записаны и, слушая все это многообразие на одной иголке, я себя очень сильно обкрадываю. В канавках грампластинки заключены чарующие звуки и задача аудиофила – комбинируя иголками и фониками, извлечь их по максимуму». Переходим к фонокорректорам. Существует три основные школы использования фоников. Первая – наиболее распространенная и я бы назвал ее олд-скульной. Сочетание ММ иголки и лампового фоника, без каких бы то ни было регулировок. Как играет – так и слушай, ничего подстроить или поменять нельзя. Да и зачем? Сопротивление нагрузки всех ММ картриджей рассчитаны на 47 кОм, поэтому регулировать там особо нечего. И если фоник собран добросовестным производителем из качественных комплектующих, то играть будет гарантировано хорошо, практически со всеми ММ картриджами. Вариант, можно сказать, беспроигрышный и это сочетание мы устанавливаем на один из тонармов. Школа номер два. Хотя и считается классической, но распространена гораздо меньше и на то есть объективные причины. Сочетание низкоуровневых МС иголок с теми же самыми ламповыми фонокорректорами, посредством повышающих МС трансформаторов. Крайне сомнительное, на мой взгляд, решение и я сейчас попытаюсь объяснить почему. В отличие от стандартизированных ММ у всех низкоуровневых МС картриджей разное внутреннее сопротивление. А сопротивление нагрузки производитель рекомендует подбирать на слух, как правило, указывая не точную цифру, а определенный диапазон. Но, как известно, в ламповых фониках никаких регулировок нет – как играет, так и слушай. В повышающих трансах, в лучшем случае, диапазон регулировок составит 3-4 позиции, типа 6 Ом, 12 Ом, 24 Ом и при их переключении меняется не характер звука, а громкость. Таким образом, согласованность конкретного транса с конкретной МС иголкой остается тайной за семью печатью – повезет, не повезет. Случаются исключения из этой лотереи, когда производитель выпускает повышающий транс специально под конкретную модель иголки или вообще продает их вместе, например, серия SPU Ортофон. И еще одна причина против использования повышающих трансов. В сочетании с ламповыми фониками МС иголки теряют свою яркую самобытность, а их звук сглаживается и становится похож на ММ. Цели же и задачи Аудиофила - максимально выжать качественный звук из компонента. Как это сделать? Переходим к следующей школе. Транзисторные МС фонокорректоры с большим спектром регулировок по сопротивлению и усилению. Для примера приведу фоник NewArtVinyl Твин Дек. Регулировки входного сопротивления: 14, 16, 18, 20, 46, 60, 66, 85, 100, 150 и 200 Ом. С таким шагом Вы сможете подобрать оптимальный режим для любой МС иголки и выжать из нее весь потенциал заложенный производителем. Подбор сопротивления напоминает подкручивание головки у кассетного магнитофона, когда Вы на слух добиваетесь максимально яркого звучания. Следующий момент – усиление. Выходное напряжение низкоуровневых МС варьируется в пределах 0,1-0,7 мВт. И для комфортного звучания, двух регулировок типа +50 и +60 Дб, совершенно не достаточно. На Твин Деке регулировка усиления реализована следующим образом: 100, 400, 800, 1000, 1250, 1500, 1800, 2100, 2400, 2800, 3000, 3600 и 4000 крат. Таким образом, используя сочетание МС иголки и хорошего транзисторного фоника, Вы гарантировано получаете качественный звук и твердую уверенность в том, что выжали из иголки все, до последнего рубля. Ставим данное сочетание на второй тонарм и в совокупности получаем практически универсальную систему, способную качественно отыграть почти всю мировую музыкальную палитру – от бездушного техно до проникновенного, одухотворенного романса. - Браво, Ауди! Ты в ударе!!! Подводи резюме. - Вывод – использование нескольких типов иголок в сочетании с различными конструкциями фонокорректоров, значительно расширяют возможности Вашего проигрывателя, делая звучание более разнообразным и позволяя в полной мере извлекать чарующие звуки из канавок грампластинок. И как следствие - в большей степени позволяя Вам насладиться звучанием любимых альбомов. Всем приятного прослушивания и помните – хороший виниловый тракт от плохого, отличить очень просто. Под хороший виниловый звук - Вы должны рыдать! О материале:
Комментарии к материалу
|