|
«Русский Звук». Июньские тезисы.- Салют Вини!- Привет Стерео! - Как идет работа над монографией Р.З. - Трудимся. - Тут такое дело… Главный редактор мельком упомянул о нашей монографии на одном форуме. И это вызвало неожиданно бурный интерес. Форумчане требуют «обнародование тезисов» для «последующей критики». - Ну, так давай обнародуем, в чем проблема? - Ты готов? - В общих чертах сформулирую основные тезисы, как я их, на сегодняшний прохладный июньский день, себе представляю. - Вот и славненько! С чего начнем? - Как и все приличные люди, начнем мы с титульного листа. Наткнулся тут у Фила на потрясающую пластинку. - Извини что перебиваю, вы с Филом то помирились? - Стерео! Хватит сплетни собирать! Скажем так, слухи о нашей ссоре сильно преувеличены. Ну, так вот. Помыл Фил очередную порцию винилов, и я зашел помочь ему расставить их по фонотеке. Взглянул на эту пластинку и меня, прям, как током ударило! Вот она – обложка для нашей монографии!!! - И что за пластинка? - Эстрадно-Симфонический Оркестр Всесоюзного Радио и Телевидения «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина. Но в данном случае дело не в содержании, а в конверте. На нем написано несколько потрясающих, по своей философской глубине слоганов, сочиненных каким-то лютым, адовым аудиофилом более 30 лет назад: «Мир грампластинки настолько интересен и многообразен, что однажды, поняв и оценив, Вы уже никогда не сможете от него отказаться». - Дааа… Роскошно! Действительно, лучшего эпиграфа к нашей монографии просто не сыскать! - Переходим к тезисам. Как, для чего и зачем мы слушаем музыку. Концепция Р.З. подразумевает вдумчивое, осмысленное прослушивание, с абсолютным отрешением от внешнего, реального мира и полным погружением в музыкальный материал. Воспользуюсь примером Экспера и проведу аналогию с драматургией. На спектакль мы приходим, чтобы на два часа оторваться от забот повседневности и занырнуть в иллюзорный мир, построенный режиссером и драматургом. На время забыть о ссорах с женой и неурядиц на работе, и погрузиться в хитросплетение придворных интриг или ворох любовных приключений. То же и с музыкой. В консерваторию люди приходят не журнал почитать или поболтать по телефону, а за конкретной целью – получить эстетическое удовольствие от музыкального произведения. Вот это и будет наш первый тезис. Р.З. – не фоновый саундтрек к воскресному вечеру, а целенаправленное извлечение из грампластинки максимум удовольствия, вплоть до эстетического оргазма. Это будет цель. Переходим к средствам. Как не заблудиться и не пропасть в колоссальных объемах предложений сегодняшнего аудиорынка. При определении качества звучания компонентов, надо ориентироваться не на навязываемый массмедиа эталон – стереотип, а на живой концертный звук. Я, имею в виду, не подвальные клубы и открытые стадионы, а концерты, проходящие в специально подготовленных для этого помещениях – концертных залах. В свою очередь, расстановка в концертном зале - не лишь бы как (на галерке или боковом балконе), а в акустическом фокусе – середина первых рядов партера. И при той же концертной громкости. Это второй тезис Р.З. При подборе стереокомпонентов, настройки громкости и тембраблока – мы должны ориентироваться на живое концертное звучание в середине первых рядов партера. Другими словами, при правильном подборе и расстановке аппаратуры, грамотном акустическом оформлении К.Д.П. и оптимальным расположением кресла, у слушателя должна возникать полная иллюзия присутствия в концертном зале. Или, как будто, из консерватории вырезали кусок партера и перенесли его в Вашу К.Д.П. Настоящие, живые музыканты должны приходить к Вам в гости и устраивать в Вашей К.Д.П. полноценные концерты. Третий тезис. Бережный, скрупулезный подход к музыкальному материалу. Как правило, музыканты записывают свои альбомы как цельные, концептуальные произведения искусства. Соответственно, для более полного и глубокого восприятия, их следует слушать целиком, а не выхватывать со всей пластинки 2-3 раскрученных шлягера. Такая манера прослушивания альбомов помогает лучше и глубже воспринимать музыку. Чтобы развить в себе интерес и профессиональный подход, настоятельно рекомендую писать аннотации на прослушанные грампластинки. Берете листок бумаги и пишете - где, когда и на каких компонентах Вы прокрутили эту пластинку (или одну ее сторону), и своими словами описываете эмоциональные впечатления, полученные от прослушивания, качество записи, сохранность, а также где, за сколько и при каких обстоятельствах Вы приобрели этот пресс. В совокупности причин, выставляете оценку по пятибалльной шкале и вкладываете листок в конверт. Эту полезную привычку я перенял у Фила, который придумал писать аннотации на пластинки, чтобы не запутаться, что он уже слушал, а что еще нет. - Подробные аннотации здорово помогают при сопоставлении фонокартриджей. Смотришь, на какой иголке оценка стоит выше. - Но это относится и ко всем остальным компонентам – вертушкам, тонармам, фонокабелям, корректорам и т.д. А когда Экспер разрабатывал антирезонансные прокладки, он писал в аннотациях, на какой громкости начинала возбуждаться вертушка. - Да! С аннотациями Фил здорово придумал. Бывает, достанешь давно не слушанный винил, а из конверта выпадает залитый слезами листок, где ты пишешь, что в далеком 2012 году, крутил его на Арктуре 006 с унитровской MF 101 и умирал от счастья, и рыдал с обоих глаз! Ты уж этого и не помнишь, и Арктура этого давно нет. Но все равно, на душе становится так тепло и приятно… Так! С тезисами мы закончили? - Да, Стерео. Я думаю, на сегодня достаточно. Вопросы есть? - Есть. По второму тезису. Ты, Вини, очень красочно и живописно обрисовал вырезанный кусок консерватории, втиснутый в К.Д.П. Но у наших читателей, наверняка, возникнет вопрос: А как это сделать? Вот, допустим, некий господин так проникся твоим красноречием, что готов незамедлительно выстроить у себя дома систему Р.З. Что ему для этого понадобится? В общих чертах, не вдаваясь в подробности, на примере известных нам компонентов. - Помимо желания, этому господину, в-первую очередь, понадобится грамотно акустически оформленная К.Д.П. с бас ловушками и волнорезами. Не слишком большая, но и не маленькая. Оптимальным, мне видится 15 квадратов. Чем меньше комната, тем проще и дешевле качественно ее озвучить. Это наш концертный зал. Далее, сцена - тяжелые устойчивые тумбы под акустику, желательно с мраморными плитами, и антирезонансная стойка на шесть или более компонентов. Переходим к оркестру – стереокомпонентам. У Р.З. двуглавый герб, поэтому вертушку берем с двумя тонармами, со стандартными, съемными шеллами. Например, NewArtVinyl Crystal Rock c 9, 10 или 12-дюймовыми тонармами Джелко. В иглотеке, настроенные на данные тонармы, набор фонокартриджей различных типов – ММ, высокоуровневые и низкоуровневые МС. Преимущество двуглавого вертака - в окончательном и бесповоротном прекращении споров на тему: какой картридж лучше – высокоуровневый или низкоуровневый МС, или какой фоник взять – ламповый или транзисторный? Иголок у нас - целый набор, на один тонарм ставим ламповый ММ LITTLE TUBE, на другой - транзисторный NewArtVinyl ММ/МС PHONO PREAMPLIFIER TWIN DECK REFERENCE. Далее усилитель. Обязательное условие - хороший, отключаемый темброблок. Для наших целей прекрасно подойдет интегральник Мcintosh ma7000, или система пред Triode TRX-1 SE – конец Parasound A 21 или вариант с биайпингом транзисторного и лампового усилителей. Главное, иметь возможность регулировать НЧ. Далее акустика. Чтобы достойно, без искажений, отыграть на концертной громкости Рок, нам понадобятся большие, тяжелые колонки с НЧ-излучателем, не меньше 30 см, чувствительностью не ниже 90 Дб и фазоинвертором, направленным вперед на слушателя. По высоте их следует устанавливать так, чтобы НЧ динамик бил слушателя в живот, а фазаинвертор – в грудь. Тогда, после прослушивания Manowar, создается впечатление, что Вас по ребрам хорошенько отходили кирзачами. На эту роль прекрасно подойдут винтажные Fisher STE 1200. - Приведи в пример, какую-нибудь современную модель. - Хорошие колонки PMC МВ2 SE, или что-то вроде них. Ленточный супертвиттер и кабельная обвязка от NewArtVinyl. Стабилизатор напряжения и выделенная силовая линия путевым кабелем. А на оставшееся в стойке место можно поставить бобинник и SACD. - Ага надо же на чем то Аудины оцифровки слушать. - Ну вот, вроде, и все. - Да, довольно подробная инструкция. Про репертуар ты ничего не сказал. - Репертуар на любителя. Концепция Р.З. не подразумевает каких-либо ограничений. Ни жанровых, ни национальных. Вся палитра мировой музыки в нашем распоряжении. А благодаря двуглавому вертаку и набору фонокартриджей, мы сможем максимально раскрыть любое музыкальное направление. Система Р.З. может сыграть громко и весело – какой-нибудь Чингисхан или Бони М на низкоуровневой МС с транзисторным Твин Деком. А может и чувственно-проникновенно на ММ Клирауди Виртуозе Вуд с ламповым Литл Тьюб – оперную арию или романс. - Кстати, при наличии средств и свободного места, можно было бы пойти еще дальше и развести на два цикла и акустику с усилением. Для живой акустической музыки – ламповый однотактник Ватт на 5 и рупора на шириках типа Operlу. А для рока и электроники транзисторный монстр типа Маккинтоша с трех- или четырехчастотными мониторами среднего поля. Но это уже мечты. Еще вопрос о мощности усиления и размерах колонок. Вот, например, Ларс Мёллер из Dali считает, что для озвучки комнаты в 20 квадратов, лучше подойдут полочники, нежели напольники. - Ха-ха-ха! Вот ты, Стерео смотришь, прям, в корень! Что русскому хорошо, то немцу смерть. Или кто он, датчанин? Дааа… Это смешно. В комнату 20 квадратов, я бы советовал ставить полутораметровые Мантаны с активной НЧ секцией. Вот это – наш размер и Русский Звук. - Не любишь полочники. - Ну, если ты так настаиваешь, то нет. Хотя у меня стоят полочники и на кухне и в мастерской. Но там я музыку не слушаю. На кухне – ем, в мастерской – работаю. Это колонки для фоновой озвучки, по громкости, не превышающие разговорную речь. Вот для этого они и предназначены – для фона, а никак ни для полноценного концертного звучания. Это – аксиома и даже внимательнейшие прослушивание хваленых Gryphon, не переубедили в обратном. Пока играл джаз, вроде звучало прилично, но когда завели орган – все стало на свои места. Закрываешь глаза и видишь не величественный костел 16 века, а губную гармошку или, в крайнем случае, банданеон. Еще вопросы есть? - Да, последний вопрос Вини. Как тебе в голову пришла мысль заняться монографией Р.З.? - Всерьез я стал задумываться над этим сложным, философским вопросом, после передачи «Русский романс как национальная идея» и твоего интервью с доктором искусствоведения Мариной Раку. На этом предлагаю сегодняшнюю беседу закончить. Продолжим развитие этой животрепещущей темы в следующий раз. О материале:
Дата публикации: 16.06.2017
Просмотров: 2057 раз
Рубрика: Клуб любителей виниловых пластинок
Оставлено: 0 комментариев
Комментарии к материалу
|