|
Чарующие звуки.- Салют Ауди! Как бодрость духа?- Привет Стерео! Бодр и весел как всегда. Зачем пожаловал? - Хочу чтобы ты сформулировал концепцию аудиофилов. - О, как! Не больше, не меньше! - Ну да, чего размениваться. Мэл уже отстрелялся. - Ага, читал «Форма или содержание». Лихо он про музыкальный образ выразился, молодец! Ну что ж, давай формулировать. Какие у тебя там вопросы? - Зачем ты вообще слушаешь музыку, что именно тебя в ней привлекает, отчего ты получаешь наибольшее удовольствие, и каким тебе видится идеальное прослушивание? - Для начала давай расставим все точки над «и». Правильнее будет сказать, что наибольшее удовольствие я получаю не от Музыки, а от Звуков. А постулат Мэла о том, что качественная стереоаппаратура «всего лишь» помогает донести музыкальный образ до слушателя – мне чужд как класс. Я люблю мощный, кристально чистый и максимально реалистичный звук. Когда идет такой вибрирующий, рычащий бас, массирующий мне печень и все остальное тоже. Инфразвук. А что будет его издавать – мне все равно. Хоть генератор НЧ подключи к усилителю на полчасика. Буду сидеть, крутить ручку частоты и тащиться! Какая тут музыка? Это Мэл слушает пластинки. Я слушаю иголки, фонокорректоры, усилители и т.д. и т.п. Мне интересней как звучит тот или иной компонент в различных сочетаниях и его жанровые предпочтения. Вот, собственно, для этого я и устраиваю прослушивания. - Так. С этим более менее разобрались. Поехали дальше. У тебя манера слушать музыку на максимально возможной громкости. Давай об этом поговорим. - По этому поводу я высказывался не однократно. Слушать музыку надо с такой громкостью, как она звучит на первом ряду партера. Это вы привыкли экономить и на галерку билеты покупать. Поэтому такие глупые вопросы и задаете. Сходите разок на первые ряды партера – сразу все станет ясно. Это во-первых. Во-вторых. В восприятии музыки задействованы не только уши, но и все тело человека. Ведь звук – это волна, а значит его можно чувствовать, ощущать – осязать. Вспомни, например, удар грома или выстрел. Ведь ты его не столько слышишь, сколь осязаешь. Или вот еще хороший пример – игра на струнном инструменте: скрипке, гитаре, контрабасе. Когда дека плотно прижата к телу, ты чувствуешь вибрации инструмента и становишься с ним одним целым, играешь вместе с ним! - Да, да! Прекрасно тебя понимаю. Когда я первый раз играл на скрипке, то был просто поражен ее приятным щекотанием! - Вот и я о том же. С музыкой должен быть физический контакт. И при наличии достойной стереосистемы, этот контакт способен доставить не мало удовольствия. При прослушивании, надо чувствовать музыку печенью, чтобы с ней играть, становиться соучастником музыкального действа. Возникает звуковой образ не только слышимый, но и осязаемый! А это уже - двумерное пространство! Отключается сознание и весь мозг уходит в музыку как в сон. Начинает взаимодействовать, играть с ней и отдает телу команды двигаться в такт – танцевать. Я, думаю, что это на уровне первобытных инстинктов, когда главное не мелодия, а ритм! - Любопытно. У нас появилось еще одно определение. У Мэла – музыкальный образ, а у тебя – звуковой? - Ну да. - Кстати, при построении своей концепции Мэл использовал еще одно понятие – литературный образ. Что ты об этом думаешь? - Это совсем другое дело. Можно сказать прямо противоположное. При погружении в литературу или драматургию сознание не засыпает, а наоборот максимально концентрируется на сюжетной линии, прорисовки образов и характеров персонажей. Тут, как раз, скорее засыпает тело. В театре сидишь, не шевелясь, затаив дыхание. А на танцполе стульев нет – пляши, затем и пришел! А вот думать во время танца – ни к чему. Это развлечение не для извилин, а для мышц, костей и сухожилий! В общем, осязание – неотъемлемая часть полноценного прослушивания. - Любопытно. Я думал, ты будешь, не останавливаясь твердить про аппаратуру, а ты вон как задвинул – Звуковой образ! Красиво! - Ну и, разумеется, главным действующим лицом для Аудиофила, являются стерео компоненты. Передергивая Мэла, хочу заявить – если он может обойтись вообще без аппаратуры – просто набренчав любимую песню на гитаре, то я тоже могу обойтись вообще без источника - просто протестировав компонент приборами. Хотя на слух, конечно, и приятней и объективней! - На сайте «Луркоморье» аудиофилы представлены этакими ботанами – задротами, слушающими провода. - Ну, к сожалению, есть в наших рядах и такие персонажи. Я их называю «Цифровиками». - Звучит как диагноз. - Как я уже говорил, основной смысл аудиофильского прослушивания в тестировании и сравнении музыкальных компонентов, в том числе межблочных, силовых и акустических кабелей. Но это не движение, а процесс. Дальше есть два пути. Один светлый, радостный и бесконечный, другой тусклый, мрачный и тупиковый. - Ты сейчас не про аналоговые и цифровые носители будешь говорить? - Совершенно верно. Итак! Истинной целью настоящего «Верного» аудиофила является стремление подобрать тракт максимально приближенный к естественному звучанию того или иного музыкального жанра. Например, классики. - И как отличить такого «Верного»? - По некоторым признакам. Во-первых, он регулярно ходит на живые концерты, например, классической музыки. А во-вторых, в начале его тракта обязательно стоит аналоговый источник. - Ты имеешь в виду винил? - Или магнитная лента. - Ну а почему не CD? - Все очень просто. «Верные» стремятся к совершенству в звукозаписи и ориентируются при этом на эталон – живой звук. Цифровая обработка сигнала делает его похожим на живой звук лишь отдаленно, поэтому он для этих целей не подходит. Что, впрочем, ничуть не умоляет других его достоинств – удобство и дешевизну. Я сам с удовольствием пользуюсь цифровым плеером. - А почему ты назвал путь «Верных» бесконечным? - Ну, потому, что полностью этого достичь нельзя. А вот стремиться и совершенствоваться можно, причем всю свою долгую и счастливую жизнь. Ведь виниловая пластинка – это как бездонный колодец. Сколько не черпай, все не вычерпаешь! Экспериментируя со связкой: иголка звукоснимателя – фонокорректор, можно извлекать из нее все новые и новые звуки, теоретически до бесконечности, а практически пока не упрешься в технический предел самого слабого компонента системы – например, усилителя. Копишь деньги, меняешь его на более качественный и дальше пошло-поехало! Это, во-первых. Во-вторых – виниловый тракт намного длиннее цифрового – соответственно больше возможностей для маневров. Проведем обратный отсчет: акустика, кабель, конец, межблочник, пред, межблочник и далее у CD ЦАП, цифровой кабель и плеер. А у винила – фонокорректор, фонокабель, танарм, вертак, шел, иголка и все это можно менять, совершенствовать и подстраивать под разные музыкальные жанры. При этом звук будет меняться координально. «Цифровики» лишены этого разнообразия напрочь. В CD ничего поменять или подстроить нельзя. Колонки большие и тяжелые – их особо не наменяешься, усилитель тоже штука не легкая и к тому же дорогая. Каждый год его менять не станешь. Вот и остается «Цифровикам» развлекаться заменой кабелей, чтобы хоть как-то разнообразить звук. А на сколько ты его разнообразишь? От замены плохого межблочника на хороший – разница будет ощутимой. А от замены хорошего на другой хороший? Ну, немного изменится характер звука – если внимательно прислушиваться. «При включении в тракт акустического кабеля QUATTRO REFERENCE заметен прирост динамики и детальности, особенно это заметно в средне верхнем диапазоне». «Виктор Горбатов STEREO & VIDEO». У «Верных» на такую ерунду времени, как правило, не хватает. Сменил ММ картридж на МС и звук поменялся настолько, что любимую пластинку не узнаешь. Но это – ладно, скажем так, дело вкуса. Основная проблема «Цифровиков» в полном пренебрежении к эталонному – живому звучанию. Так как цифровой звук не слишком похож на настоящий, то они к нему и не особо стремятся. На живые концерты не ходят, на прослушивания их тоже не затащишь. Каждый варится в своем соку, сам придумывая для себя свое собственное эталонное звучание. И, как правило, это звучание той системы, которой он в данный момент обладает. Я как то познакомился с таким типичным «Цифровиком». Покупал у него S.A.C.D. DENON 2930. Пришел к нему, подключили, послушали – вроде ничего играет. А почему продаешь то, спрашиваю. Он объясняет – купил новый ресивер с супер-пупер цифровым входом и он с 2930 чем-то не совпадает. Я удивился – а что спрашиваю по тюльпанам подключить нельзя? Он руками замахал – ты, что с ума сошел! В общем, они все глубже и глубже заныривают в свои мутные цифровые омуты и берегов уже вообще не видят. - Раз уж затронули эту тему, вырази свое официальное мнение по поводу носителей. - Про носители я скажу так – на вкус и цвет товарищей нет. Привыкнуть можно к чему угодно, даже к радио, телевизору и МР3. Если вы слушаете музыку для фона, в полуха, то нет абсолютно никакого смысла замарачиваться на Hi-End. Но, если вы слушаете музыку внимательно, вдумчиво, критично оцениваете качество звука и при этом стремитесь к его натуральности – не тратте попросту время и деньги на CD. Из цифровых форматов максимально к этим критериям приблизился S.A.C.D. - Насколько максимально? - Я бы сказал так – при сравнительном тесте S.A.C.D. переиграет не очень хорошо записанный или сильно поюзанный винил. Но качественно записанная грампластинка в приличной сохранности оставит его далеко за спиной. То же касается и магнитной ленты. Я не однократно проводил такие тесты и прекрасно знаю, о чем говорю. - Да, Ауди. Я присутствовал на этих сравнениях и полностью с твоими выводами согласен. Думаю, ты прекрасно раскрыл тему и у меня остался последний вопрос – идеальное прослушивание. - Так как главные герои у нас не музыканты, а компоненты, то с них и начнем. Разумеется, весь тракт от иголки звукоснимателя до стабилизатора напряжения должен соответствовать высокому стандарту качества. Колонки большие и тяжелые. Басовый динамик не меньше 30 см, а чувствительность не ниже 91 ДБ. Огромный, мощный конец. Пред обязательно с темброблоком. Так же приветствуется вариант с биайпингом. Для первого тракта лучше подойдет транзисторный МС фонокорректор. Второй тракт – ламповый усилитель, ламповый ММ фонокорректор. Разумеется, все кабели большого сечения, грамотно разделанные качественными, позолоченными разъемами. Так как тракта у нас два, вертушку берем с двумя тонармами. На транзистор – Ortofon MC Rondo Red, на лампу Clearaudio MM virtuoso wood. - Очень интересная система вырисовывается. И что мы на такой красоте слушать будем? - На транзисторном тракте, на МС иголке крутанем какие-нибудь залихватские диджейские сорокопятки. Да так – что бы комната для прослушивания превратилась в бассейн, наполненный до краев бурлящим водоворотом звуков. Чтобы волны захлестывали тебя с головой, отрывали и качали в такт музыки. Это, во-первых. Во-вторых, какой-нибудь рок типа Deep Purple в японском издании. Затем немецкое диско вроде Чингисхана или Бони М. Далее, делаем технологический перерыв на рюмочку мадеры и включаем прогревать лампу. Ну а на Clearaudio MM virtuoso wood можно послушать орган, симфонический оркестр, оперу, романс или какую-нибудь речевую пластинку. Недавно слушали с Вини фрагменты из повести Н.В. Гоголя «Вий» монопластинку 1973 года. Так просто умирали от страха и восторга! Завораживает и втягивает как пылесос! Образ и литературный и аудиофильский! Просто супер!!! Неземное наслаждение!!! О материале:
Комментарии к материалу
|