|
Виниловый Ликбез. Реставрация грампластинок – ДУХ ВРЕМЕНИ.- Привет Стерео!- Салют Фил! Какими судьбами? - Придумал продолжение Винилового Ликбеза. - Здорово! Ну, ты красавчик! И обзоры строчишь, и про Виниловый Ликбез не забываешь. Вот бы все так трудились на Благо Родины – гордое Знамя Русского Звука уже развивалось бы над всей Планетой! О чем пойдет речь? - Да вот, как раз, когда начал писать серию обзоров и рецензий на грампластинки современных отечественных лейблов – произошел один забавный эпизод. Хотел его подробно описать и вывести мораль – на Благо всем Добрым Людям. - Слушаю тебя очень внимательно. - Звонит мне приятная дама с очаровательным голосом и восхитительной – абсолютно не Москальской манерой вести разговор. Что-то утонченно благородное и почему то не Русское прозвучало в ее интонациях. Говорила она чисто и правильно – но казалось, что Русский язык не единственный родной для нее. Мне представилась хрупкая и утонченная – изысканно воспитанная и безупречно образованная, владеющая в совершенстве семью языками Грузинская Царица Тамара. Так ее и будем величать. - Здравствуйте, это клуб Филофонистов? - Да. - А Вы реставрацией грампластинок занимаетесь? - Да. - А можете мне несколько грампластинок отреставрировать? - Да. - Прекрасно! И еще вопрос. У меня большая Винилотека и в ней собралось некоторое количество повторов. Мне они не нужны, а выбрасывать их жалко. Там в основном классика – Вы их не заберете? - Примем в дар любые грампластинки. Там их сколько? - Ну, штук 200. - О ё-моё! Да как же я их потащу? - Не беспокойтесь, говорите адрес, курьер привезет коробку с пластинками и поднимет к Вам в Студию. - Ну, ты Фил, нереально крут! Теперь тебе мало того, что пластинки задаром отдают, так еще и прям домой приносят? - Да, удобненько. Ну, так вот. Привозит Курьер коробку с Даром и пять пластинок на реставрацию. Выхожу его встречать. Он открывает багажник, берет коробку двумя руками и говорит – пакетик возьмите. Я смотрю в багажник, а там, на дне лежит какая-то тряпичная кучка, а ни какого пакетика я и не вижу. - Где пакетик то? - Да вот беленькая сумочка лежит. Я беру в руки тряпичную кучку, и это оказывается – холщевая сумочка ручной работы с вышивкой. У меня Бабушка такие шила сама и вышивала. - Царица велела передать, чтоб Вы аккуратней с этими пластинками. Очень ими дорожит, не переживет потери. Два раза велела повторить. - Ты сам-то понял что сказал? - В смысле? - Царица два раза повторила – аккуратнее, а ты что же делаешь – вредитель? - В смысле? - Ты бесценные грампластинки, завернутые в белоснежный кулечек ручной работы с вышивкой, бросаешь в багажник, где у тебя грязные колеса валяются, и где ты картошку мешками возишь? - А куда их? - Да как куда? Как самого ценного пассажира – на переднее сидение поставить и ремнем безопасности пристегнуть – понЯл? - Царице не говорите, запорет до смерти. - Иди отсюда – вредитель… Царица лично звонила несколько раз – получил ли, посмотрел ли, можно ли поправить. Беспокоилась шибко сильно. Но, обо всем по порядку. Открываю коробку с гостинцами, бегло ее просматриваю, затем отменяю все встречи на сегодня, выключаю все телефоны, сажусь поудобнее и начинаю люто тащиться! Кайфовать, ну просто в полный рост – умирать от счастья! - Что ж там такого было? - Понимаешь, Стерео, дело не в том, что там было, а в ощущении счастья от процесса пополнения фонотеки ценными экземплярами. Когда пластинки выбираешь на Развалах, то ты их покупаешь и процесс торговли – дорого-дешево, отвлекает от полноты счастья в момент обладания грампластинкой. А тут – все оплачено и доставлено в студию. Никто не отвлекает – никакие крамольные мысли не мешают, и ты сидишь и тащишься. Достаешь грампластинку из коробки – Серия «Из Сокровищниц Мирового Исполнительского Искусства». Вокалисты - Антонина Нежданова – сопрано. Архивные записи 1906-1932 годов. Ленинградский Завод Грампластинок 1983 год издания. На внутреннем конверте - подробная аннотация на Русском и Английском языках. Достаю пластинку – не слушанная. Я первый ее из конверта достал. И в этот момент наступает эстетический оргазм. Я стал обладателем не слушанной грампластинки великолепной Серии «Из Сокровищниц Мирового Исполнительского Искусства» Часть IV Вокалисты. Из этой Серии было прессов 20, причем не только Вокалисты, но и «Скрипка, Альт, Виолончель». Моя любимая Зара Долуханова. Несколько коробок с операми. Кальман – «Сильва», «Принцесса Цирка» также в прекрасной сохранности. Подписное издание Миланский Театр «Ла Скала» в Москве - из пяти прессов. Довольно много 10-дюймовок, в том числе – подарочное издание «Мастера Бельконто». И внимание! Хит номер один!!! Я гонялся за ним несколько лет. И вот, я держу его в руках, не веря своему счастью. Коробка из пяти моно 10-дюймовок, с подробным буклетом на Русском, Английском и Французском языках, «Голоса Птиц в Природе». Не слушанный! Лет пять назад мне попалась одна пластинка из этого комплекта. Мы с Ауди ее послушали на моно игле через ламповый тракт, протащились нереально и с тех пор я просто грезил этой серией. Она снилась мне во сне! Но получить ее в состоянии Нового, да еще и задаром – я просто был не готов. - Да, Фил – мечты сбываются! Ну а что за винилы то бесценные дали на реставрацию? - Вот мы и подошли к основной теме нашего эпизода. ДУХ ВРЕМЕНИ. Это будет поучительная история о том, как надо правильно относиться к грампластинкам, а как – неправильно. В холщевом мешочке с вышивкой оказались две 10-дюймовки и три 7-дюймовки – Детские Народные Сказки – Русские и Английские. Все ушатаны весьма прилично. Все в царапинах глубоких с перескоками. - Фил, расскажи по-подробнее про реставрацию пластинок. Думаю, нашим читателям, будем это очень интересно. - На СтереоМанКлубе в разделе «Услуги» есть подробная статья с видео примерами исправлений. Вот те пластинки, которые прислала Царица – реставрировать не целесообразно. Это очень долго и дорого. И они того не стоят. Из такого плохого состояния ничего хорошего не вытянешь. Я два дня ломал глаза под микроскопом, часами напролет вырезая штихелем царапины. Но я же не мог отказать Печальной Царице. Из кожи вон лез. Сделал все, что в человеческих силах – убрал все перескоки и загладил глубокие царапины. Пластинки стало можно слушать с удовольствием. Но два дня адского труда! Эти Сказки можно купить по 50-100 рублей в состоянии Нового. Стоит ли их так задорого реставрировать? Царица считает – что стоит. Я слушала эти пластинки в детстве и хочу, чтобы эти же пластинки слушала моя маленькая дочь. Вот это – по понятиям! Вот так – правильно относиться к винилу. Этот музыкальный носитель – при бережном и правильном обращении, способен порадовать не одно поколение своих владельцев безупречным звучанием. Но для этого надо иметь хороший проигрыватель и следить за иголками. А вытягивать из такого запущенного состояния пластинку – занятие не благодарное. Вот если пресс в целом нормальный, но у него 1-2 коцки или царапины – вот тут реставрировать можно и нужно. Особенно если винил ценный. Обращался тут один филофонист с первопрессом Битлов в идеальном состоянии. Но с заводским браком. Что-то прилипло к дорожке и игла застревает или перескакивает. Глазом – ничего не видно, пластинка как из магазина, но с перескоком. Я это место по яблоку сориентировал, под микроскопом нашел дефект и штихелем подрезал его. Все – тишина полная. Слушали несколько раз – не нашли это место. Даже щелчка не осталось. Вот это результат! Вот это я свою тысячу честно заработал. Или девчонка обращалась с Депеш Мод. Подарили ей новую пластинку, а она – по неопытности ее поцарапала, да глубоко – иголка застревает. Вот тут помог ей с большим удовольствием. Однако вернемся к нашему повествованию. Посмотрел я на эти ушатанные в лохматень Сказки, звоню Царице и говорю – давайте я Вам такие же пластинки новые подыщу. Ни в какую! Аутентичность, понимаете ли. Ну что делать – взял штихель, стал все царапины вырезать. И смотрю – на некоторых особо извилистых местах – какой-нибудь Волк говорит – брррррр, а на пластинке дорожка выглядит как зубья пилы. Так вот иголка не по зубьям этим проходит, а напрямую прорезает колею. А на чем, думаю, Царица винилы то эти крутит? Звоню ей и говорю - По изношенности пластинок, создается впечатление, что у Вас игла или неправильно настроена, или вообще испорчена. Вы на чем их крутите? - Понимаете, мы сейчас переезжаем и основная система разобрана. А чтобы крутить ребенку Сказки, муж купил современную Польскую Консоль за 10 К. Насколько я понимаю, там нет никаких настроек и иголку поменять там тоже нельзя. Вот это был номер! Я сижу, глаза ломаю, восстанавливая деклассированный винил – и для чего? Чтобы его крутили на «Кошмаре Виниловода»? Так нечестно! Друзья мои – вот так относиться к винилу неправильно. Если Вы любите и цените свои грампластинки, если Вы хотите чтобы Ваши дети и внуки наслаждались изысканными, чарующими звуками – позаботьтесь о своей фонотеке. Крутите винилы только на исправных вертаках с правильно настроенными тонармами и новыми иголками. При таких условиях, грампластинки прокручиваются 50 раз без потери в качестве. А «Кошмар Виниловода» испортит пластинку за несколько прослушиваний. Меня умиляют покупатели на Развалах, отыскивающие идеальное состояние грампластинки: - Ну как же! Она же будет шуршать и щелкать! Я хочу слушать чистый звук, а не треск. - А Вы купите иголку с заточкой Шибато – она острее и глубже опускается в канавку грампластинки, минуя поверхностные дефекты. - Что Вы сказали? - Да так… Мысли в слух… А вертушка у Вас какая? - Ооо!!! У меня самая лучшая вертушка всех времен и народов!!! Снимите шляпы и откройте рты от восхищения и зависти. У меня Техникс 1200!!!!! (или какой-нибудь прямоприводный Пионер или Кенвуд). - Потрясающе!!! А иголка у Вас какая? - Ооо!!! У меня новая иголка – Японская! - Самая лучшая в мире АТ 91!!! (ну или начальный Ортофон или Шур). - Грандиозно!!! А иголку Вы правильно настроили? - Да, мне сосед все как надо прикрутил. - А прижимную силу Вы какую установили? - Да я ж говорю, сосед там знает, все путем! - А антискейтинг? - А это-то тут причем? - Да притом что Вы – дебилы, вместо того, чтобы научиться правильно иголку настраивать, ходите по Развалам, мешаетесь тут и выискиваете новые прессы. Чтобы щелчков не было. Как выставлять заход иглы – он не знает. Какая прижимная сила – неизвестно, а про антискейтинг он вообще первый раз в жизни слышит. А винилы ему подавай новые – зачем? Чтобы ты их на своем говне слушал и скорей всего из-за неправильных настроек портил их!!! Ты покупаешь новые пластинки, чтобы их портить?!! Это у тебя кайф такой? - Почему на говне то? - Да потому что на говне. Сколько твой Технарь стоит – 30 К? И АТ 91 – 2 К. Получается 32 К. А винилов у тебя сколько? - Ну, где то 1500. - Считай – полтора ляма, так? - Ну, где то да… - А тебе не приходило в голову, что раз уж ты грохнул полторашку и успокаиваться не собираешься – крутить свои минтовые винилы на чем-нибудь более приятном и хорошо звучащем и на более утонченных иголках и получать от своей фонотеки удовольствие несоизмеримо большее, чем могут тебе дать Технарь с 91 АТ. - Потрясающий монолог, Фил! Разовью твою мысль. Описанный тобой архетип винильщика – довольно распространенный. По моим наблюдениям – тут на лицо два диагноза. Первый – наиболее распространенный и поддающийся лечению – Просвещением. Люди просто не знают, что бывают Хай-Энд вертаки и вообще иголки стоимостью в 200-500 К. Они искренне считают Техникс 1200 пределом совершенства и, прикупив его однажды, закрывают эту тему навсегда. В Крыму беседовал по этому вопросу с Саней Симферопольским. - Вот скажи честно, Стерео – Технарь 1200 – путевый вертак? - За 20 К бери. - Неее, по Хай-Эндовским меркам. - Полное говно. - А почему его тогда все хвалят? - Все это кто? - Ну, на любой Форум зайди. - А у кого там на Форумах есть свое мнение? Они всё что знают, на этом же Форуме и прочитали. - Нет, но кто-то же их реально хвалит. - Ди-джеи их хвалят за выносливость и неприхотливость. Не убиваемый аппарат. Олди вез из Таиланда Технарь в багаже. Чемодан уронили с трапа. Крышка вдребезги, рычаг переключения скоростей – сломали, тонарм – погнули. Включил – работает! Скорость держит. Тонарм маленько кривоват – но играет. Вот за это их и любят. А по звуку – обычный прямоприводный вертак. Иголку за 200 К на него не поставишь. Мы пробовали. Второй диагноз – гораздо более сложный и изощренный, корнями уходящий глубоко в подсознание. Человек знает, что существует Хай-Энд аппаратура и у него она есть. И ему известно про существование Хай-Энд вертушек и иголок. И он даже специально поехал на Выставку и посмотрел и послушал. Но его не зацепило. В атмосфере выставки, в не подготовленном помещении система не раскрылась должным образом и не произвела на него впечатления. И он не верит, что вертак за пол лимона играет значительно лучше его Технаря. - Слышал я эту Ван Ден Хул Калибри за 700 К. Ничего особенного. Моя АТ 91 ничуть не хуже играет. Разводилово все это. Разводят людей на бабки – а король то голый! Вот это неверие и непонимание истинной сути удовольствия от воспроизведения грампластинки, не дает им избавиться от своего Технаря и двигаться вперед – на встречу Виниловому Раю. И это очень печально. Как с этим бороться – не совсем понятно, но бороться надо. В том числе для этого мы и пишем Виниловый Ликбез. Так что там с Царицей? - Пластинки восстановил, помыл, конверты подклеил. Сложил все в холщовый кулечек и, зная нерадивость курьеров, упаковал все в целлофановый пакет. Взял с Царицы обещание, что она не будет больше портить грампластинки на «Кошмаре Виниловода», и предложил квалифицированную помощь в подборе и настройке компонентов. Получив свои бесценные прессы, Царица лично позвонила и поблагодарила за оказанные услуги и предложенную мной помощь. Сдается мне, что это не последнее наше общение. На этом предлагаю сегодняшний Ликбез закончить, и помните – под хороший виниловый тракт Вы должны рыдать! О материале:
Комментарии к материалу
|