|
Культпоход. Настройка слуха.- Салют Ауди!- Привет Стерео! - Как бодрость духа? - Прекрасно, спасибо что спросил. А как у тебя? - Все в порядке. Вот пришел выуживать из тебя репортаж. Рассказывай, что нового. - Новости есть. Ходили тут с Мэлом в Большой Зал Московской Консерватории. - Уши настраивали? - Ну да. - Что слушали? - Берлиоз «Осуждение Фауста». - Интересно. Я не очень в классике разбираюсь. Расскажи по подробнее что это за произведение и на каких инструментах оно исполнялось. - Как заявлено в афише – это драматическая легенда для солистов, хора и оркестра. - О как! Еще бы туда орган вписать и был бы полный набор существующих инструментов. - Это точно. Но и без органа на сцене было не протолкнуться. Большой симфонический оркестр – под сотню музыкантов, хор – еще полная сотня, несколько солистов и под конец вышел хор мальчиков. - Грандиозно! Они друг в друга смычками не тыкали? - Ну почти. Роскошное произведение, пронизанное, как и было заявлено, драматизмом и легендарностью. Вокальные партии, насколько я понял, исполнялись на французском языке. - Что тебя впечатлило больше всего? - Ну меня, как аудиофила, глубже волнуют те звуки, которые я слышу впервые. И на этот раз – это был хор мальчиков. Помимо того, что такие высокие и чистые голоса просто не в состоянии оставить равнодушным любого ценителя музыки, в «Осуждении Фауста» прозвучали в их исполнении два запоминающихся эпизода. - Во-первых – на вполне умеренном по громкости, темпу и эмоциям музыкальном фрагменте вдруг прозвучал истерический вопль столь неожиданный и громкий, что я вздрогнул, а мой сосед беспокойно заерзал и проснулся. А во-вторых, в самом конце, в исполнении женской части хора темы напомнившей мне манящее пение сирен, обещавшие все мыслимые земные наслаждения, вступил хор мальчиков такими чистыми и светлыми голосами, что казалось, это поют ангелы, не ведавшие греха. И вот этот контраст – земного, женского, порочного и возвышенного, чистого, небесного – впечатлил меня до слез. Столь сильных эмоций я давно не испытывал. - Любопытно. Ты упомянул спящего соседа, это как? - Забавный персонаж. Я когда уселся на свое место, соседом слева оказался почтенный господин в сопровождении дамы младше его лет на 20. Так вот, этот господин периодически, с интервалом в 1-2 минуты откашливался столь оглушительно громко, что я уже начал переживать за прослушивание. Но оказалось, что напрасно. Как только заиграла музыка, почтенный господин заснул и перестал издавать какие бы то ни было звуки. - Действительно забавно. А что вообще за публика ходит на такие мероприятия. - Мы с Мэлом тоже озадачились этим вопросом и понаблюдав за перемещением зрителей в антракте и поведением во время концерта, пришли к следующим выводам. Условно говоря, по интересу публики к происходящему на сцене можно выделить три категории. Первая – самые заинтересованные слушатели. Это люди, которые специально купили билеты в Консерваторию и пришли послушать Музыку. - Как вы с Мэлом. - Совершенно верно. Хотя и наши интересы несколько отличаются. Меломанов больше интересует содержание произведения. Эмоциональный посыл автора, дирижера и музыкантов. Они скорее всего, уже слышали «Осуждение Фауста», любят Берлиоза и возможно придут на него еще. Это они первые начинают хлопать и дарят цветы музыкантам. Во время антракта они не бегут в буфет, а после концерта последними выходят из зала. Аудиофилов больше интересует форма, способы подачи музыкального материала. Мне главное, чтобы было задействовано много инструментов. И желательно с хором, и побольше солистов. А еще лучше, как ты говоришь, чтобы и орган ревел не переставая. В-общем, чем громче, тем лучше. Это произведение я раньше никогда не слышал и скорее всего больше на него не пойду. - Не понравилось? - Очень понравилось, но мне интересней послушать, что то новое, чего я еще не слышал. Ведь главная моя цель – услышать и постараться запомнить, как звучит тот или иной инструмент в идеальных условиях. То есть представить себе эталон, к которому следует стремиться при подборе ауди компонентов. Вторая категория – люди менее заинтересованные в происходящем на сцене, но тем не менее, следящие за концертом и получающие от него определенное удовольствие. Билеты, скорее всего, купили случайно, по принципу – в прошлый раз ходили в цирк, теперь давай сходим в консерваторию. В отличие от меломанов, они не слушают затаив дыхание и не закатывают глаза в особо трогательных моментах. К происходящему они относятся как к выходу в свет, к культпоходу. У этой категории зрителей самые модные наряды и самые крупные бриллианты. В антракте они быстро покидают свои места, чтобы продефилировать по фойе и хлопнуть в буфете бокал шампанского или стопку коньяка. Третья категория – случайные зрители или халявщики. Билеты они вообще не покупали. Им их или подарили или выдали по разнарядке. По большей части - это пенсионеры, вытребовавшие культурно-социальные льготы. Еще попадаются учащиеся музыкальных училищ, а также родственники и знакомые многочисленного персонала консерватории. Интерес к происходящему на сцене у них откровенно слабый. Они развлекаются разглядыванием соседей или сном. В антракте они спешат в фойе, чтобы сфотографироваться на фоне картин и позвонить похвастаться знакомым. - Любопытно… А на каких местах вы сидели? - Сидели мы в середине партера, и эта тема которую я хотел бы обсудить отдельно. В прошлое посещение Московской Консерватории, я сидел на балконе, почти под самым потолком. Слушал Реквием Дворжака в очень похожем исполнении – Большой Симфонический Оркестр, Большой Хор и несколько солистов. Звуком остался очень доволен. Все было слышно замечательно, разборчивость потрясающая. А услышав соло на кларнете – влюбился в этот удивительный инструмент с неподражаемо-дребезжащим тембром. В-общем был переполнен положительными эмоциями и прекрасным настроением не покидавшим меня несколько дней. Однако, мне было любопытно, если так впечатлил звук на балконе, то что же происходит в партере? И на этот раз не пожадился и взял билеты в партер. - На самый первый ряд? - Нет, во второй трети. Но теперь просто грежу первыми рядами. - Что же там такого особенного? - Громкость! Музыкальный кач, который я так ценю. Толчок в грудь от контрабасов и турецкого барабана, захлестывание волны скрипок и альтов. Те физические ощущения звуков, которые я требую от hi-end, когда воспринимаешь музыку не ушами, а всем телом! Вот это все есть в партере, и чем ближе к оркестру тем больше восторг. Безусловно, здание Московской Консерватории акустически оформлено – лучше некуда. Там нет ни одного прямого угла. Оно округлое словно мыльница, и музыку хорошо слышно практически везде. Но почувствовать звуковую волну можно только в партере. - Очень интересно. Вот это я понимаю – аудиофильский репортаж. А то все по домам шкерятся, а как звучит живая музыка – понятия не имеют! - По поводу «живой музыки» хотел сделать некоторые пояснения. На мой взгляд «эталонным звуком» можно считать только акустическое исполнение, когда единственным фактом влияющим на звуковую картину является помещение. - Это ты как-то замудрил. Проиллюстрируй примером. - Ну, скажем, скрипка или голос. Разумеется в различных акустически оформленных помещениях они будут звучать немного по-другому, но живой голос всегда останется живым голосом. Тут не перепутаешь. И совсем другое дело с электроинструментами. Какой эталонный звук у электрогитары? Такой, какой настроил данный звукорежиссер на данном микшерском пульте, усилителя и колонках. А у другого звукорежиссера, на другой аппаратуре, звук той же электрогитары будет сильно отличаться. - И как же тут ориентироваться? - А никак. Субъективно, по личным ощущениям. Причем звук с хорошего источника на hi-end компонентах легко переиграет концертное исполнение. - Ты так считаешь? - Безусловно. Вот Мэл, ходил слушал «Пикник» в КрокусСитиХолл, купил пластинку «Чужестранец». Мы ее крутили на МС Рондо Рэд. Изумительно записана и сыграна! Я рыдал!!! Так Мэл, говорит, что на концерте чуть ли не в половину хуже. И не удивительно! Концертные усилители и колонки заточены на мощность. По разборчивости, детализации и динамическому диапазону они не конкуренты hi-end. Совсем другое дело с акустикой. Какие ты лампы, иголки и провода не используй, передать звучание живых голосовых связок вряд ли получится. - Но стремиться к этому можно. - И нужно!!! Именно поэтому мы и ходим на концерты. В-общем резюме такое: если у вас хорошая стереосистема, она легко переиграет электрический концерт, но уступит живому акустическому исполнению. О материале:
Комментарии к материалу
|