Приветствую Вас, Гость!



Классификация грампластинок в фонотеке. Эпизод 3. Сан Шайн Регги

Главная » Секции » Клуб филофонистов » Классификация грампластинок в фонотеке. Эпизод 3. Сан Шайн Регги
Джааа…

Ууу… У Растомана голова…

Ууу… У Растомана голова болит

И это ему говорит

О том, что на небе есть Джа

Джааа…

Ууу… У Растомана нога…

Ууу… У Растомана ногу свело

А он ощущает тепло

Оно контролирует все

Джааа…

Оно контролирует ВСЁ!!!

Все это маригуана лечит у Растомана

Все это маригуана лечит у Растомана

Все это маригуана лечит у Растомана

Все это маригуана лечит у Растомана

Джааа… *



Мир! В этом простом, но емком стихотворении, автору удалось передать дух, эстетику и направленность Растафарианства, а также перечислить основные средства достижения его благой цели.


Вавилон не снаружи, а внутри тебя. Победи свой внутренний Вавилон и тогда внешний сам по себе рухнет. Средства тебе известны. Джааа… Это если коротко.

Перед написанием данного опуса, Ваш покорный слуга провел социологический опрос – знаете ли Вы Регги? И выяснилась забавная тенденция. Первое, что приходило людям в голову – Сан Шайн Регги «Лейд Бек». Но позвольте! Лейд Бек Регги не играют и к Растафарианству вообще никакого отношения не имеют, и они точно не Растаманы. Это синти-поп группа. Просто в 1982 году они выпустили свой шлягер Сан Шайн Регги и прославились на весь Мир. Ни до ни после этого они Регги не играли. Но несмотря на то, что Северным Датчанам и в голову не могло прийти, что же там мыслят себе жаркие Южные Эфиопы – они прославили Регги на весь белый свет. Как так получилось – не понятно, но! В нашей истории сегодня будет много непонятного… Джааа…

Дальше публика вспоминает Боба Марли. Но не как исполнителя, а как автора хитов, исполняемых Бони М и другими. Ну и уж совсем продвинутые слышали и самого Боба Марли и UB 40 и Эдди Гранта, а кое-кто даже и Блэк Ухуру с Диллинжер. Вот это да! Вот это настоящее Регги!! Истовые Растаманы и приверженцы Растафарианства. Однако, никто из опрошенных никогда не слышал истинно Ямайских Регги исполнителей – носителей самой Регги культуры: Capital Letters, Sister Love, Gideon Jah Rubbaal и I Haicideons.

Что выявляет некую закономерность – обратную зависимость. Чем больше коммерческий успех – тем меньше истинного Растафарианства. А раз есть закономерность – значит присутствуют логика и следовательно – в ней можно разобраться. Попробуем… Почему так?

- Ну для начала – по местам стоять! Растаманы – это кто?

- В прямом смысле – приверженцы Растафарианства. В более широком смысле – субкультура, которая взяла от Растафари все что ей нравится – маригуану, цвета, музыку, прически, философию, одежду и образ жизни. И отвергло то, что не нравится или не понятно. А не понятного там – до фига. Извольте полюбопытствовать, что такое Растафарианство?

- Валяй.

Растафариа́нство — религиозное движение, сторонников которого называют растаманами.

Растафарианство — слабо организованная религия, большинство растаманов не требуют участия в каких-либо богослужениях и мероприятиях, чтобы таким образом поддерживать друг друга, найдя веру и вдохновение в себе.

Название «Растафари» происходит от имени последнего императора Эфиопии Хайле Селассие I, до коронации известного как Рас Тафари Маконнен (Тэфэри Мэконнын). Растафари считают, что Хайле Селассие I является воплощением Бога, которого растаманы называют Джа.

Основа растафарианства — любовь к ближнему и отказ от образа жизни западного общества, которое растаманы называют «Вавилон». Они провозглашают Святую Землю — африканский аналог Сиона, располагающуюся либо в Эфиопии, либо во всей Африке — в качестве первоначальной родины.

В растафарианстве распространено употребление каннабиса. По убеждению последователей растафарианства, употребление каннабиса благотворно влияет на здоровье человека: повышает общий тонус организма, даёт возможность очищения от ненужного понимания мира; «ибо другими путями это не излечить».**

Как Вы наверно уже заметили, Растафарианство довольно расистское. Вплоть до того, что они считают Иисуса Христа и всех Апостолов – чернокожими. Странно – не правда ли? Тем более мы все знаем кем они были. Ну и вот представители белой расы – так не думают. Да и вообще им по большому счету, и на Африку в целом и на Эфиопию в частности – плевать. А вот все остальное – нравится, беру! Вот так вот белые Растаманы по белому свету и расползлись.

- Ну а Регги то тут при чем?

- И вот теперь переходим непосредственно к музыке.

В 1950-х на Ямайке возник феномен, который назвали «Ямайской саунд-системой». Большинство населения острова, жившее в крайней бедности, не могло позволить себе иметь проигрыватель. Отдельные предприимчивые и изобретательные ямайцы покупали или собственноручно конструировали достаточно мощные звуковые системы, состоявшие из проигрывателя и усилительной аппаратуры. Они помещали получившийся комплект на тележку и возили её по городу и сельской местности, устраивая импровизированные дискотеки на площади, углу улицы и т.д[1].

В конце 1950-х некоторые предприниматели или известные владельцы «звуковых систем» стали открывать частные музыкальные студии, в которых записывались местныe артисты и выпускались их пластинки. С этого и начала развиваться собственно ямайская музыкальная индустрия, центром которой оказалась столица страны — Кингстон.

Приспосабливая виниловые пластинки к потребностям дискотек, исполнители старались всячески видоизменить их оригинальное звучание. Они выводили на первый план одни инструменты и приглушали другие. Таким образом возникло новое направление ямайской музыки — даб (dub).**

Растаманы из туманного Альбиона

Вот, казалось бы, и чего в холодной сырой промозглой Англии прорасти такому яркому, блистательному солнышку? Однако ж – проросло. Растаманы не ведут проповедь Растафари. По их понятиям Джа сам в тебе прорастет. Не надо для этого ничего делать. Все произойдет само по себе, без вмешательства человека. Ну вот видимо в UB 40 проросло.

По поводу текстов. UB 40 всегда последовательно выступали в поддержку социальной политики и яростно осуждали капитализм и империализм. Вавилон, други – Вавилон!!! Видимо за это, они приглянулись СССРовской номенклатуре и те пригласили их на гастроли и выпустили на Мелодии альбом UB 40 «Крысы на кухне». Думаю, он многим знаком. Мне понравилась аннотация и хочу полностью процитировать ее – уж больно красиво написано – от души!


«Выпуская лицензионную пластинку «Крыса на кухне» (имеется в виду персонаж детских телевизионных представлений из серии «Паппет-шоу») английской группы «UB 40», фирма «Мелодия» знакомит советских слушателей с одним из популярных ныне музыкальных стилей современной поп-музыки – «рэггей». Как свидетельствует музыкальная критика, на их родине в Великобритании «…в настоящее время ансамбль «UB 40» - один из лучших профессиональных коллективов, исполняющих «рэггей», со времен знаменитого Боба Марли».

Странное название группы в их стране знают многие: так обозначается бланк для получения пособия по безработице, форма номер 40. Его после окончания средней школы пришлось заполнять и восьмерым участникам ансамбля. И кто знает, как бы сложилась судьба простых парней из Бирмингема, не будь у них музыкального дарования.

…Первый концерт группы состоялся 9 февраля 1979 года на открытой площадке перед рабочими их родного города Бирмингема. Месяц спустя появился дебютный миньон с песнями «Король» и «Пища для размышлений». Рецензируя эту пластинку, музыкальные критики Великобритании сразу же отметили, что «у «UB 40» есть две категории поклонников: одни ходят на концерты и покупают пластинки, чтобы потанцевать и повеселиться, так как слушателей и зрителей завораживает безудержный карнавал ритмов и красок родины «рэггей» Ямайки; другие же находят в песнях ансамбля отражение насущных проблем современности, как, например, в песне «Пища для размышлений», где музыканты рассказали слушателям зажиточной Великобритании о страданиях африканских детей, умирающих от голода». Социальная тематика отражена не только в названии и творчестве группы. Коллектив – активный участник проводимых концертов «Рок против расизма», движения «Артисты против апартеида». Участники ансамбля не боятся открыто высмеивать и критиковать внутреннюю и внешнюю политику кабинета тори и на страницах газет и журналов.

Специалисты признают, что творчество «UB 40», пронизанное тревогой за судьбу молодежи Запада, созвучно проблемам и настроениям их сверстников. И хотя сейчас музыкантам уже по 26-27 лет и они достигли коммерческого успеха, они по-прежнему скромны, приветливы, ценят искренность и дружбу. Это могли почувствовать и советские зрители, попавшие на концерты ансамбля, гастролировавшего в нашей стране в октябре 1986 года. «UB 40» объединяет и белых, и чернокожих, есть среди музыкантов и выходцы с Ямайки – родины «рэггей».

Данная пластинка позволит слушателям вспомнить концертные выступления коллектива в нашей стране, пополнит домашние фонотеки и расширит программы молодежных дискотек.

В. Лишбергов»

Однако же послушать хочу не эту пластинку, а имеющуюся в моей фонотеке сорокапятку UB 40 Impossible Love, 1990, Virgin Records Ltd. DEP37-12. Gema Stemra Biem. https://disk.yandex.ru/d/OYK3JvtejfW5oA

Не раз крутили ее на выставках как тестовую. Великолепная запись, яркая, сочная, позитивная. Ну и Регги под стать – чистое солнышко. Я, безусловно, отношусь к категории что ходят на концерты и покупают пластинки, чтобы потанцевать и повеселиться, так завораживает безудержный карнавал ритмов и красок родины «рэггей» Ямайки. И главное тут – повеселиться. Вот UB 40 с этой задачей справляются на отлично! У них всегда весело и позитивно!!! За что их и любим. И в третий раз хочу вернуться к аннотации – ну прям не отпускает она меня: в настоящее время ансамбль «UB 40» - один из лучших профессиональных коллективов, исполняющих «рэггей», со времен знаменитого Боба Марли. На слово «профессиональный» обратите внимание, чуть позже к нему вернемся.

Black Uhuru “Sinsemilla”. Island. LC 0407 202 525-320. Printed in Western Germany https://disk.yandex.ru/d/7_FUsMuZz_uhFw

У меня в фонотеке несколько пластинок Блэк Ухуру, выбрал эту как наиболее колоритную. Совсем другое звучание, настроение и посыл. Ямайские Рэгги исполнители сильно отличаются от Европейских – слишком сильно. Это вообще – другой мир.

Сначала о саунде. Я нарочно упомянул Даб . Блэк Ухуру, в том числе и его играет. Смысл Даб – любыми путями как можно сильнее выпятить и гипертрофировать бас. Причем, этим даже не столько музыканты занимаются, сколько звукорежиссеры неимоверным наворачиванием НЧ.

Приходит как-то Ауди, начинаем крутить винилы и я ставлю Даб альбом Блэк Ухуру. Так Ауди весь извертелся, пока пластинку слушал. Оказывается, он про Даб ничего не слышал и весь альбом мучительно пытался понять – что же это за инструмент издает такой умопомрачительный бас? На бас гитару – не похоже… Барабаны – тоже нет… Ну что это вообще может быть?!! В конце концов решил, что это синтезатор, потому что инструментов издающий такой бархатный гипер бас не существует.

Он почти угадал. Просто наивный мозг Аудиофила никак не мог допустить, что звукорежиссер намеренно станет искажать звучание инструмента. Вот, кстати, парадокс! Сам Ауди бас выкручивает чуть не на полную и считает это нормой. А когда звукорежиссер так же поступил – сильно удивляется и никак не может это понять. В счастье, что ли в свое не верит? Что кто-то за него уже бас на полную выкрутил?

Плавно переходим к профессиональной подготовке музыкантов. Помните то, самое слово. Не в укор Ямайским музыкантам – у них недостаток образования с лихвой перекрывается харизмой и опытом, но все же. У Британских UB 40 совсем другой уровень аранжировок и вообще подачи музыкального материала. Скажем так – отчетливо слышно, что все музыканты трезвые и знают ноты. А вот по саунду Ямайских Блэк Ухуру ясно слышно, что музыканты не то, что нот не понимают, а читать-писать то с трудом умеют. Не имея никого конкретно в виду, приведу собирательный образ Растамана пригорода Кингстона.


Курить он начал в 3 года, а к 5 в нем пророс Джа и он понял, что врубился в жизнь, все прочухал и больше особо ни чему учиться не надо. Все что нужно – даст Джа. Ну в принципе – так оно и есть…

Теперь плавно переходим к философии. Вы можете представить, что творится в голове такого Растамана годам к 30? Если он конечно доживет. Учитывая, что он твердо уверен, что Европейская цивилизация – Вавилон, поработивший его народ, а Иисус Христос – негр? Вот я например – не хочу этого знать. Для меня это слишком странно. И грустно. Ведь Растафари знают, что их народ отдан в рабство Вавилону за свои грехи. А значит наказание – заслужено и надо терпеть. И вот эта безысходная тоска и обреченность прорывается почти в каждой песне. Грустное Ямайское Регги – депрессивное. Вавилон по всем фронтам одолевает угнетенный народ. Джааа…

Далее опять послушаем Британцев. Eddy Grant. Killer On The Rampage. Garibbean Airways. Sleeve 1992 Ice Records Ltd, Marketed And Distributed by Intercord Ton GMBH, Licensee. Printed in Western Germany. LC 6693. ICELP 3023. https://disk.yandex.ru/d/05anyvvqX5215g

Ну все же Европейский Регги сильно отличается от Ямайского. Причем как оказалось – не из-за цвета кожи. Культура другая и в первую очередь – музыкальная. Все партии прекрасно сыграны. Много соло красивых и гармоничных, а не так, чтобы просто по перкуссиям не впопад постучали и все. Мелодичность, опять-таки. Ну и настроение – остро-позитивное – ноги в пляс. Очень яркий и харизматичный исполнитель. Ну а еще – трудолюбивый и дисциплинированный. Солнечное, веселое и позитивное Регги у него.

Далее у меня имеется такой подарочный боксик оригинальные Регги хиты из трех пластиночек. Reggae Original Hits. 3 Record Set. Im Vertrieb von. Wendenstrase 25 2000 Hamburg 1. Alle Rechte vorbehalten. F/3 0001. Stereo.

Боба Марли все и так слышали. Давайте Диллинжер послушаем – ох и глотка у него – прям мороз по коже… https://disk.yandex.ru/d/AOJNdYSya6c3tQ

Ну вот Диллинжер – это просто кусок счастья! Целиковый!! Неделимый!!! Думал, какие песни оцифровать? Так и не смог выбрать – они все шедевры! Оцифровал всю сторону. Уж больно хороши – сил нет оторваться! В Москве как раз снег пошел… Вот – кстати. Самое то – пить горячий чай и смотреть как за окном падают снежинки, покачиваясь в так речитатива солнечного Диллинжер.

Ну и что, что сыграно, спето и записано – коряво. Ну и что, что музыканты настолько расслаблены, что не могу закончить ни одной песни и звукорежиссеру приходится просто громкость на нет сводить, пока Диллинжер еще что-то там важное вещает. Ну и что, что аранжировки больше напоминают детский утренник Джейм-сейшн, куда каждый пятилетний малыш может заявиться с губной гармошкой, залезть на табурет и про солировать. В конце концов, они все стараются как могут, может быть даже из последних сил. Вот прям слышно – некоторые музыканты на грани выпадения из реальности. Да что там! Почти все!!!

Но! В них всех растет Джа. И этот Джа вылезает из них и компенсирует всю кривизну и недостатки своих нерадивых детей. Покрывает все благодатью и делает их Регги Божественным. Вот просто давно такого удовольствия от музыки не получал – эйфория!

Не зря я привел пример с детским утренником – какой-то непорочной искренностью и непосредственностью веет от творчества Диллинжер. Прям точно – у них как в 5 лет Джа пророс, они интеллектуально перестали развиваться, полностью в этом вопросе положившись на Джа. И это слышно по простодушии и незамутненности посыла. Растаман должен от обывателя отличаться не только внешне, но и внутренне. Диллинжер точно отличается.

Ну и напоследок послушаем один из многочисленных, имеющихся в моей фонотеке сборников Регги. Reggae “The Sound Of Jamaica”. Bellaphon. LC 1421. Manufactured and distributed by Bellaphon Germany. 220 07 003 Stereo. https://disk.yandex.ru/d/NYCf0dEz0SF99A

1. Опять Диллинжер. Надо отметить это не группа, а человек. МС – мастер разговорного жанра речитатив.

2. Capital Letters. Грустные такие, но мелодичные и с подпевками девичьими. А это всегда красиво.

3. Sister Love. Какое название у них романтичное. Обожаю женский вокал на Регги. А то все мужики с прокуренными хриплыми глотками. Очень трогательно и романтично.

4. Gideon Jah Rubbaal. Ну это какое-то грустное Регги. Жалуются Джа, что Вавилон их обижает, не дает похмелиться и всячески угнетает… Терпи братан, Джа придет и всех утешит…

5. Bob Marley. Ну вот наконец и да Гуру добрались. Подпевки у него смешные, да и вообще аранжировка такая, как будто они шепотом поют. Это, видимо, манера записи такая.

6. I Haicideons. А эти боевые какие-то. Видимо, уже Джа их утешил, и они рвутся в бой с Вавилоном. Не покусали бы…

Осенью прогуливаясь по Коктебелю, попал в забавный эпизод. На перекресточке ведущем к морю случайно повстречались Ваш покорный слуга, группа парней серферов и местный забулдыга-пьяница.

- Растаманы есть? Неожиданно выкрикнул он, обращаясь к серферам. Те не обратили внимания и прошли мимо. Тут мне стало обидно за Растаманов и я крикнул

- Есть! Че надо?

Дядька уважительно смерил меня взглядом с ног до головы, затем достал из-за пазухи бутылку коньяка и предложил

- Выпить хочешь?

Надеюсь Вам понравился мой экскурс в мир Регги и Вы не заскучали. Хотя Регги обвиняют в скучности и однообразности – это самый интеллектуальный молодежный музыкальный жанр. И именно по этому Регги наименее популярен.Что я имею в виду?

Возьмем Металлюг – какая у них философия? Миру – мир. Ну это не философия, а лозунг. Его хорошо кричать с баррикад, но его нельзя применить к жизни. Какие у металлюг источники? Сказки всякие, легенды, страшилки, фильмы ужасов… Вот они как-то на них ориентируются. И по этому – Металлюги наиболее коммерчески успешны.

Это наименее интеллектуальный жанр – не считая попсы. Каждый новый исполнитель не особо заморачивается творческим наследием предшественников и вещает то, что сам считает нужным. Так что Металлюг, кроме протеста и желания по выпендриваться особо больше ничего и не объединяет.

Дальше Панки. Анархисты имеют свою идеологию и философию. И труды Кропоткина в том числе. Каждый новый исполнитель сначала знакомится с этой философией, затем принимает ее и только после этого начинает вещать Панк. И все Анархисты – не смотря на свое многообразие говорят приблизительно об одном.

Конечно Панки на порядок интеллектуальней Металлюг. Кропоткина изучать это Вам не страшилки смотреть. И как следствие – резкое снижение спроса у публики. Что-то Панков прям совсем почти не стало…

А вот Регги имеют философию, идеологию и религию, а также средства достижения заветной цели. В смысле интеллектуальности – ничего лучше и быть не может…

И все Регги исполнители говорят одно – не фигурально, а буквально… Джааа… МИР (и лигалайз).

Нам остается поблагодарить Студию NewArtVinyl за предоставленную виниловую систему. Перечислю тракт, задействованный в прослушивании и оцифровках: иголки МС Шелтор 501,Бенц Микро Айс тонармы NewArtVinyl «Черный Аист», вертушка NewArtVinyl «Баланс», фонокабель NewArtVinyl «Серебряная Змея», фонокорректор «Твин Дэк». Ламповый предварительный усилитель NewArtVinyl и ламповые моноблоки на КТ 150 «Пульс». Акустические системы – Аудиоинструмент. Межблочные, силовые и акустические кабеля – NewArtVinyl.

*маркшейдер кунст

**википедия


P. S.

Давно написал эту статью , да всё некогда было выставить – то одно , то другое . Сами знаете – кто-то заболел , кто-то умер ; дело то житейское …

А тут повод появился …Братва ! Падмогни кто чем может !!! Заминусовали меня аж до -63. Не поскупитесь , сыпаните плюсиков ; мне много не надо , я не жадный – хотя-бы до 0. А то не писать мне больше своих острых комментариев … Сердечно благодарю . Мир.

https://disk.yandex.ru/d/bb5OIrlIqr7R4g
Автор материала:
...
Имя: ...
Группа: ...
Статус: ...
О материале:
Дата публикации: 08.08.2021
Просмотров: 599 раз
Оставлено: 0 комментариев

Комментарии к материалу


Нет фото
Код *: