|
Интервью с Павлом Санаевым (hiendmusic.ru)Бороздя бескрайние просторы сети в поле зрения Крита попал чрезвычайно интересный портал hiendmusic.ru. Рекомендовав всем СтереоМанам ознакомиться с сайтом, Крит инициировал оживленную дискуссию вылевшуюся в интервью с автором портала hiendmusic.ru Павлом Санаевым.Фил В своем репортаже Павел говорит, что не понимает коллекционеров с несколькими тысячами пластинок. Вроде как – они что их раз в год, что ли слушают? А как Вы все знаете, в нашей фонотеке около 5000 винилов и у меня, как раз, правило не слушать альбом чаще, чем раз в год. В связи с этим, такой вопрос. Павел, а Вы не считаете, что получали бы от музыкального произведения больше удовольствия, если бы не переслушивали его так часто? Когда люди сталкиваются с явлением, которое по тем или иным причинам, не соответствует их «представлениям о прекрасном», то они часто рубят с плеча, заявляя «я такого не понимаю». Каюсь, у меня есть этот грех. Хотя, если сделать некоторое усилие, то вполне можно понять позицию, отличную от своей. Дело в том, что у меня весьма ограниченный музыкальный вкус. Я люблю рок 70х-80х – арт, краут, прогрессив, хард, хэви, блюз и блюз-рок. Есть некоторое количество альбомов 90х-2010х – около сотни, но они уже не относятся к винилу – это CD или записанные на кассеты HD-track. В свою фонотеку я собрал все, что мне лично нравится и хочется слушать. Если там чего-то нет, то мне эта музыка или не нравится, или это совсем диковинная редкость, или я считаю, что мне этого музыкального жанра достаточно. Блюз-рок, например, на мой слух –достаточно однообразная музыка. И если Стиви Рэй Вон или Элвин Ли достойны того, чтобы собрать все их альбомы, то, к примеру, Джонни Винтера у меня только одна пластинка и больше не вижу смысла иметь. В последнее время меня интересовал прог-рок начала 70х, и чтобы собрать около трех десятков самых интересных альбомов этого направления, я выборочно переслушал около трех сотен – сегодняшний интернет позволяет это сделать. Таким образом, собрав в своей фонотеке только то, что мне хочется слушать и переслушивать, я имею около 400 пластинок, сотню с небольшим компакт дисков, и около 200 кассет, каждая из которых равняется двум пластинкам, но есть и сборники, на которые записаны вещи с 4-6 альбомов. Всего таким образом получается около 900 музыкальных альбомов. Если бы в дополнение к року я слушал классику и джаз, то это количество, скорее всего, можно было бы смело умножить на два, а если добавить элемент коллекционирования, то больше т.к. многие классические произведения записаны с разными исполнителями и вполне можно иметь в коллекции сонаты Бетховена в исполнении всех великих скрипачей, а это уже получится несколько десятков пластинок. Так что коллекция из 5000 пластинок вполне имеет право на существование, просто это не мой личный путь. И если я этого «не понимаю», то я ни в коем случае это не осуждаю. Что касается частоты прослушивания тех или иных альбомов – это очень вариативно. Например, вышедший в 2015 году Iron Maiden “The Book Of Souls” я с момента выхода слушал раз 12. Grund Funk я слушаю примерно раз в полгода, но почти все альбомы подряд один за другим – как-то они вдруг цепляют, и понеслось. 10 сс, которых я очень люблю и собрал полностью, я тоже слушаю примерно раз в полгода, но не больше, чем 1-2 пластинки. Стабильно раз в месяц слушаю 1-2 альбома Black Sabbath. Года три назад я совершенно улетал от Golden Earring, собрал почти всю дискографию, но с тех пор слушаю эти альбомы очень редко. Последний сольник Гилмора послушал раза три подряд, когда он вышел, совершенно от него улетел, но с тех пор кажется ни разу не ставил – почему-то не тянет. А вот Wish you were here стабильно слушаю примерно раз в три месяца. Так что нет у меня четкого правила, что и когда слушать – выбор происходит спонтанно. Но иметь больше записей или пластинок меня сейчас совершенно не тянет. Последнее пополнение фонотеки было сделано почти год назад - тогда я приобрел около десяти пластинок малоизвестных, но крутых металлических команд 80х, которые выпустили по 1-3 альбома и распались: Lion’s Breed, Restless, Veto, Stranger, SDI. На этом пополнении вопрос тяжелой музыки для меня вообще закрылся. Зачем покупать и слушать шнягу? Я лучше лишний раз Paranoid или Sabbath, Bloody Sabbath послушаю. Крит На фотографиях к репортажу на Стерео.ру не видно - стоят колонки на полу или на подставках и каким образом реализована виброразвязка. И еще вопрос, каков размер Вашей комнаты для прослушивания, и на какой громкости Вы обычно слушаете музыку? Они стоят на массивных подставках с коническими шипами, которые упираются в толстые стальные шайбы. Комната около 18 метров, и расположение системы оставляет желать лучшего –акустика стоит вплотную к стене, а одна колонка так и вовсе в углу. Несколько басовых ловушек и активные кроссоверы, которые значительно улучшают детальность, полностью решают вопрос гула и прочих акустических искажений. Я могу включать музыку довольно громко, и при этом стен комнаты как будто не существует – ничего нигде не бубнит и не дребезжит. Хотя, конечно, если бы за колонками было метра полтора, а лучше 2 свободного пространства, сцена была бы порядка на два больше. А так она очень условная. Но комната – самый дорогой элемент системы. Пока приходится довольствоваться тем, что есть. Экспер Не заметил в Вашей системе супертвиттеров. Любопытно узнать Ваше отношение к этому компоненту. У меня очень хорошее отношение к супертвиттерам, и для многих систем они просто необходимы. Во-первых, штатные твитеры акустических колонок в 9 случаях из 10 очень слабые. Во-вторых, мощности усиления часто бывает недостаточно для того, чтобы эти твитеры должным образом прокачать. Я переслушал за последние три года около сотни разных систем, могу сказать, что хорошие ВЧ были в лучшем случае у десяти. Мне в данный момент супетвиттеры не нужны т.к. у Diatone DS-5000 неплохие штатные твиттеры – полуторакилограммовые динамики с титановыми диффузорами. К тому же, я использую биампинг с активным кроссовером – СЧ/ВЧ секция колонок работает с ламповым усилителем на КТ66, который полностью избавлен от низких частот – ничего ниже 140Hz на него не подается. Когда система переедет в более просторное помещение, я планирую сделать полностью активный пятиполосный мультиампинг, и тогда совершенно точно поставлю на выделенную полосу от 5000 Hz супертвиттеры JBL 2405H. Вини После Вашего репортажа шло довольно бурное обсуждение – 57 комментариев. Но Вы никаким образом в него не вмешивались. Считаете это ниже своего достоинства или по каким-то другим причинам? Я не зарегистрирован на этом сайте, а специально регистрироваться, чтобы отвечать как-то не догадался. Из вопросов, на которые бы я там ответил запомнился один «интересно, как в полностью аналоговой системе реализовано разделение на полосы». Видимо, писал молодой человек, который не знает, что аналоговые активные кроссоверы появились гораздо раньше цифровых. Ауди Кем Вы себя считаете – меломаном или аудиофилом? Хороший вопрос – то так, то этак. Когда я отстраивал систему – например, подбирал кабели, настраивал картридж, менял в предусилители лампы на винтажные и пр. то ставил несколько «тестовых» треков, которые гонял по 5-10 раз, вслушиваясь в каждый звук. Система претерпевала несколько важных изменений, и на каждом этапе были такие тестовые прослушивания. В эти моменты, я конечно был чистой воды аудиофилом – человеком, который слушает именно звуки и звучание звуков, а не музыку. Когда все настроено и ничего менять не планируется, то я просто слушаю музыку и получая удовольствие, даже не обращая большого внимания на качество записи. Не секрет, что пластинки записаны по-разному, и некоторые весьма посредственною Аудиофил – это человек, который звук ставит выше музыки, и плохо записанную пластинку вообще слушать не станет. Я таких людей знаю лично. По мне, если музыка хороша, то на качество записи я могу закрыть глаза. Так что меломан во мне все-таки преобладает. Стерео Внимательно ознакомившись с Вашим сайтом, у меня возникло устойчивое ощущение, что он сильно не похож на остальные околомузыкальные порталы русскоязычного массмедиа. Есть у Вас какое-то здоровое любопытство и что самое главное – желание его удовлетворить и поделиться результатами с читателем. Такое, к сожалению, сегодня встречается крайне редко. Подавляющее большинство Хай-Фай–Хай-Энд сайтов заняты не поисками аудиофильского счастья, а рекламой низкосортного ширпотреба. Как Вы относитесь к современным околомузыкальным издательствам, и есть ли среди них какие-нибудь любимые сайты, на которые Вы заходите регулярно? Нет – не захожу, не читаю, не вижу смысла. В этом деле я признаю только один критерий – практический результат. Когда я слышу прекрасно звучащую систему, то всегда хочу узнать про нее как можно больше. И таким образом, переслушав больше количество сетапов в самых разных местах (выставки, шоу-румы, личные аудиофильские системы) я получил за несколько лет опыт, который достаточен для того, чтобы собрать максимально хорошую систему под любой музыкальный жанр на любой бюджет. Об этом я еще скажу позже. Заниматься «теоретическим изысканиями» мне перестало быть интересным пару лет назад, после того как я несколько раз приехал в гости к разным «форумным теоретикам». Я не услышал у них ничего впечатляющего, и с тех пор читать километры текста о преимуществах триодов перед пентодами или наоборот мне интересно. Я лучше проведу сравнительное тестирование разных усилителей с разной акустикой, и на практике пойму, что звучит хорошо, а что плохо. Крит В своей статье "Невозможное возможно" Я. Годыня аргументирует преимущества хорошего винилового тракта перед остальными источниками. Как Вы к этому относитесь? http://u.to/AS8uDg Я так скажу, мудрено написано, но что-то в этом есть. Хотя насчет преимущества перед «остальными» - вопрос спорный. Перед цифровыми источниками, если речь идет об альбомах 50х-конца 80х – однозначно. Если брать современные записи, хотя бы за последние 10 лет, то винил и цифра, вероятнее всего, будут играть паритетно. Хотя в нюансах, опять же, виниловый тракт может выступить в роли того самого «улучшайзера», о котором пишет автор. Но вот если вернуться опять к более старым записям, то хороший катушечник с записью, сделанной на 38 скорости, скорее всего переиграет любой виниловый тракт. Больше того, даже хороший кассетник может составить виниловому тракту серьезную конкуренцию. Не так давно я притащил свой Nakamichi 1000 в один шоу-рум, чтобы записать с их абсолютно великолепного тракта несколько пластинок. Отдельно стоит сказать, с какой целью. У вас к комментариях я видел замечание «система у Павла неплохая, но виниловый тракт слабоват. Влияние Червякова, не к лучшему…» Давайте остановимся на этом моменте. Виниловый тракт состоит из фонокорректора, картриджа, тонарма, фонокабеля, и собственно вертушки. Если тракт МС, то добавится еще повышающий трансформатор. Александр Червяков делает превосходные фонокорректоры! Точка. У меня его фонокорректор с апгрейдом - стоят более мощные выходные и разделительные конденсаторы Mundorf и V-Cap. Этот корректор я сравнивал со многими разными изделиями, и он себя проявил отлично. Из брендовых корректоров мне больше всего понравился EAR88PB, так вот Червяковский корректор играет на том же уровне, а то и помощнее за счет конденсаторов. Теперь берем картридж и тонарм. MM картридж AВС ХLM MK2 Improved великолепно играет музыку, которую я слушаю – рок 70-80х. Никакие МС головки для такой музыки в моей системе никаких улучшений не дают. Если бы слушал классику, то головка была бы абсолютно другая – только МС и скорее всего Ikeda. Но для рока ADC – то что нужно. Тонарм на эту головку нужен сверхлегкий, и здесь у моего тракта первое слабое место – легкий Mayware Formula IV, неплох, но не лучший вариант. Со временем планирую поставить эту головку на 12 дюймовый Moerch, но это имеет смысл делать, когда будет другой стол, и здесь мы подходим ко второму слабому месту тракта – собственно вертушке на основе Dual 704. Крутит прямоприводной механизм стабильно – нареканий нет. Но основу, конечно, хотелось бы помощнее. Мне нравятся столы TW Acustic, и с тонармом Moerch проигрыватель получился бы классом выше, но степень улучшения звучания будет несопоставима с затратами. Это можно будет сделать тогда, когда будут «лишние» 12 тыс евро, которые некуда больше будет пристроить. Сейчас таких «лишних» тысяч у меня нет, поэтому тракт меня устраивает и менять в нем что-либо нет никакого смысла. Но есть один очень важный нюанс, касающийся «Червяковщины» и различному отношению к ней. Главная концепция Александра Червякова – винтажные высококомплиансные головы на сверхлегких тонармах. Я эту концепцию в начале пути принял на веру, звук мне очень понравился, и на сайте я тоже написал, что это «самый лучший подход». Но позже я провел серию экспериментов с разными системами (не буду вдаваться в подробности) и оказалось, что этот подход абсолютно верен для очень ограниченного круга акустики. Это на 100% работает для моей акустики Diatone. Это работает для акустики самого Червякова. Это работает для некоторых современных акустических систем – McIntosh, например. Но это АБСОЛЮТНО не работает для большого количества других хороших акустических систем – Harbeth, ATC, Peak Consult – для этих колонок проигрыватели с картриджами МС дают более качественный результат, и концепция «легкий тонарм-высококомплиансные головки» в таких системах МС картриджам уступает. Так что ни в коем случае нельзя рассматривать выбор МС или М картриджа в отрыве от акустики, под которую вы строите виниловый тракт. Еще один момент, в котором ММ уступает МС с ЛЮБОЙ акустикой – воспроизведение пластинок второй половины 80х годов, когда дорожки стали значительно плотнее. В моей личной коллекции таких альбомов немного – всего пара десятков, и городить ради этих пластинок второй тонарм под МС картридж нет смысла. Но все-таки Iron Maiden 86 или 88 хотелось слушать в максимально возможном качестве, и я решил сделать на свой Nakamichi 1000 записи с тракта Nottingham Anna-Log/Tri-Planar/Lyra-Etna/EAR912. Качество записей получилось исключительно хорошее – мой собственный тракт эти пластинки так хорошо не воспроизводит. Так вот, к чему, вся эта предыстория – когда мы закончили с этими записями, я поставил на Nakamichi кассету с записью Led Zeppelin, сделанной с мастер ленты. Магнитофон был включен в ту же систему, что и виниловый тракт, суммарная стоимость которого приближалась к семидесяти тысячам долларов. И знаете что? Звучание этой кассетной записи не только не уступало винилу, но и по ряду моментов превосходило его – по общей плотности звука, по насыщенности басов, по детальности вокала – слышно было, как возле микрофона смыкаются губы Роберта Планта. Я знаю, в это трудно поверить тем, кто не слышал подобных записей, но это так. И это ответ на еще одно замечание в комментариях на тему «лютого фаната кассетных магнитофонов». Да, я совершенно лютый фанат этой техники, и кстати скорее куплю себе катушечник и сотню бобин с самыми любимыми альбомами, чем потрачу те же деньги на дальнейший апгрейд винила. Но лучше, конечно, сделать и то и другое. Стерео Сайт каким-то образом монетизируется или это все делается из «любви к искусству». Сначала это было исключительно из любви. Я увлекся «системостроительством», приобретаемые знания хотелось куда-то «сбрасывать» и я сделал для этой цели сайт. К тому времени я уже понял, что в сети просто нет толковой информации о том, как строить систему. Есть аудиофорумы, на которых новичок, на мой взгляд, никогда не может получить дельный совет. Ведь как получается – заходит человек и спрашивает: «Вот у меня есть усилитель ХХХ, какие к нему подобрать колонки, чтобы хорошо звучало». Ни один человек почему-то не дает единственно правильный ответ – чувак, НЕ НАДО подбирать колонки к усилителю! Выбери колонки, исходя из той музыки, которую слушаешь, своего помещения и своего бюджета. И для этих колонок подбирай усилитель, причем, этот выбор тоже зависит от музыки. Такого ответа не дают, и вместо этого начинают советовать совершенно разную акустику. Далее начинаются взаимные наезды советчиков друг на друга, и все скатывается в выяснение отношений между собой на десяти страницах форума, а новичок так и остается без информации. Не буду утверждать, что везде так, но я такое видел неоднократно. Вобщем, захотелось сделать сайт, на котором любой человек смог бы получить системную информацию от А до Я. Информация накапливалась, накапливалась… Одновременно с этим расширялись контакты в аудиосреде – предложения скидок, сотрудничества. И в какой-то момент я понял, что могу помогать людям собирать домашние системы, не только консультируя, но и доставая для них нужную технику с хорошими скидками. Я сделал на сайте такое объявление, стали поступать первые заказы. Сейчас я беру в работу только системы с бюджетом не ниже 15.000$ и оцениваю свои услуги в 5% от стоимости системы. Когда собираешь систему с бюджетом 70.000$, понимаешь, что сайт вполне себе монетизируется. О материале:
Комментарии к материалу
|