Приветствую Вас, Гость!



Головки звукоснимателя АТ-95Е, АТ-92Е, UNITRA MF102, SUMIKO BLACK PEARL, ORTOFON 2M RED

Главная » Секции » Стерео тест » Головки звукоснимателя АТ-95Е, АТ-92Е, UNITRA MF102, SUMIKO BLACK PEARL, ORTOFON 2M RED
Отшумела, отыграла, отгрохотала выставка Российский Hi-End и по горячим следам спешим выпустить обзор бюджетных головок звукоснимателя.
Дело в том что к стенду Newartvinyl постоянно подходила публика с животрепещущим вопросом – посоветуйте недорогую, но качественную иголку.
Головки звукоснимателя
Мы, как могли, старались помочь страждущим, но одно дело беглый совет и совсем другое – полноценный обзор.
Итак – сегодняшний вечер посвящен тестированию и сравнению головок звукоснимателя в начальной ценовой категории до 10 тыс. рублей. Помимо иголок в сегодняшнем прослушивании участвуют: вертушки Technics SL-1500 и Электроника Б1-01 со штатными тонармами и встроенными фонокабелями; интегральный усилитель Optonika SM-3636HB с двумя штатными фонокорректорами; акустический кабель «Стереоман Винтаж 11-15» и акустика Электроника 75АС-065.
Перед началом прослушивания немного отвлекусь и поподробней остановлюсь на акустическом кабеле. Как вы уже наверное догадались по названию, шнур оригинальный, изготовлен мной по заказу Олди специально для коммутации винтажных компонентов.
Небольшой исторический экскурс. Дело в том, что вплоть до 1990 года включительно, для передачи акустического сигнала в бытовых аудиосистемах не использовались провода сечением толще 2,5 мм2. Поэтому усилители и колонки мощностью до 100 Вт укомплектовывались подпружиненными акустическими разъемами, так называемыми «прищепками», с внутренним отверстием диаметром 2 мм.
А на нашем тестовом стенде, как назло, все акустические кабели сплошь 4-ки да 6-ки. И они, как вы понимаете, ни теоретически, ни тем более практически в двухмиллиметровое отверстие ну никак не влезут. Дальше началась длинная, нудная и мало эффективная эпопея с покупкой переходников.
Когда я, наконец, приобрел интересующие меня конекторы аудиофильского качества, оказалось, что они не только безумно дорогие, но и внутренний диаметр у них всего 3,5 мм. То есть, если акустический кабель сечением 4 мм2 туда еще удастся кое-как запихнуть, то про 6-ки можно вообще забыть.
Дальше встал вопрос о целесообразности всех этих действий. Ведь умные, образованные, хорошо оплачиваемые и надеюсь, талантливые инженеры корпорации HARP устанавливая на усилитель Optonika SM-3636HB акустические разъемы под кабель сечением 2,5 мм2 считали его оптимальным и достаточным.
Так зачем же мне, хотя и очень увлеченному, но все же простому российскому радиотехнику, грести против течения и идти наперекор судьбе, пытаясь во чтобы то ни стало впендюрить туда 6-ти мм кабель?
Не лучше ли последовать рекомендациям завода-изготовителя и использовать предусмотренный штатными конекторами провод в 2,5 мм2. Тем более что речь идет о длине не в несколько десятком метров, а о стандартном тестовом кабеле в 2,5 метра. И при этом отпадает необходимость тратиться на дорогие переходники, уродовать не менее дорогой кабель и усложнять парой лишних контактных переходов коммутацию усилитель – колонки.
Вопрос, как говорится, повис в звенящей тишине. Посоветовавшись с коллегами, мы так и не пришли к консенсусу. Разделав имеющийся у меня четырехмиллиметровый посеребренный PREMIER SILVERCLASS LOUDSPEAKER CABLE купленными переходниками, я укомплектовал им Оптонику и решил отложить этот вопрос до лучших времен.
И эти времена скоро настали. Из очередного Ретро Тура Олди привез моток очень интересного кабеля.
- Вот, держи. Купил в Симферополе на радиорынке. Поехал туда за аппаратурой, но так ничего и не подобрал. Выбор молюсенький, а цены почти как в Москве, кое-что даже дороже. Но не пустому же возвращаться. Решил провода поспрашивать. И набрел на одного детка с кабелями. «Какие у вас провода самые лучшие?» - спрашиваю. Он достает из под прилавка этот моток и говорит: «Лучше даже в своей Москве не сыщешь. Еще в советское время украл с родного НИИ». Их для чего то там в ЭВМ использовали. И марку и ГОСТ мне называл, да я не запомнил.
История эта показалась мне подозрительной. Я поблагодарил Олди за подгон и убрал кабель в дальний ящик. Но ненадолго.
Заехал ко мне как-то знакомый радиоинженер и мы с ним стали менять фонокабель на Электронике Б1-01 со штатного на TCHERNOVAUDIO. А в качестве заземления решил использовать тот самый провод и заодно спросил у Сереги что он о нем думает. Каково же было мое изумление когда в ответ я услышал слово в слово характеристику дедушки из Симферополя: «провод офигенный, лучше не найдешь».
Это меня заинтриговало и я решил разглядеть его повнимательней.
иголка AUDIO-TECHNICA AT-92E
В мотке оказалось больше 10 монометров кабеля сечением 2,5 мм2. Провод медный, луженый, состоит из 25 жил толщиной 0,25 мм каждая. Проводник завернут в хлопковую оплетку и сверху покрыт фиолетовой изоляцией. Общая толщина кабеля 3 мм.
Разделав провод на две стереопары, я облудил концы серебряным припоем, отжал обжимкой, окрасил манжеты и с нетерпением приступил к сравнительному тесту. Результат превзошел все наши ожидания. Мой кабель не только не хуже PREMIER SILVERCLASS LOUDSPEAKER CABLE с переходными коннектами, но по детализации и естественности переигрывает его. Особенно это заметно в средне верхнем регистре. Вот такая вот поучительная история.
Переходим к прослушиванию. Алгоритм СтереоТеста следующий – к Оптонике, обладающей двумя встроенными фонокорректорами мы подключаем обе вертушки. Ставим на них две одинаковые пластинки PAULA ABDUL FOREVER YOUR GIRL и одновременно опускаем обе иголки. А дальше, переключая селектор с PHONO1 на PHONO2, сравниваем звучание.
Итак! Тракт № 1. Вертушка Электроника В1-01, иголка AUDIO-TECHNICA AT-95E. Картридж черно-зеленого цвета с логотипом Аудиотехники, прикрытый полупрозрачным матовым защитным колпачком. Частотные характеристики 20-20000, диапазон прижимной силы 1,5-2,5 грамма, оптимальная - 2 грамма. Выход 3,5 мВ, заточка иглы эллиптическая 0,4Х0,7, вес 5,7 грамма. Головка звукоснимателя не так давно снята с производства, ее рыночная стоимость в 4-5 тыс. рублей. Мне хорошо знаком характер ее звучания, с ней мы и будем сравнивать остальных претендентов.
иголка UNITRA MF102
Тракт № 2. Вертак TECHNICS SL-1500, иголка AUDIO-TECHNICA AT-92E. Картридж черно-белой окраски с обозначением модели на спинке и гордой надписью AUDIO-TECHNICA JAPAN на брюшке. Иголка закрыта матовым, полупрозрачным съемным колпачком. Частотные характеристики 15-27000, диапазон прижимной силы 1,0-1,5 грамма, оптимальная 1,25 грамма, выход 3,5 мВ, заточка иглы эллиптическая 0,3Х0,7. Головка звукоснимателя винтажная, произведена в 1987 году в Японии. Куплена мной в запечатанном состоянии за 4000 рублей.
Вертушки выставлены по уровню, иголки по шаблону, прижимная сила и антискейтинг настроены на оптимальное значение – можно приступать.
Уровень громкости обеих иголок, как и заявлено в мануале, абсолютно идентичен. Но первый тракт играет помасштабней и получше. 2-ой легковесней, звонче и шумнее. Хочется ВЧ убавить, а НЧ добавить. На 1-ом тональный баланс хорошо сбалансирован, музыкальный материал воспринимается комфортно и без напряга. Такое впечатление, что музыки больше, а шума меньше.
Резюме. На данном музыкальном жанре АТ-95Е переиграла АТ-92Е. Хотя, я думаю, что на акустической музыке – классике или джазе, расклад сил был бы в пользу АТ-92Е.
иголка SUMIKO BLACK PEARL
Тракт № 3. Вертак TECHNICS SL-1500, иголка UNITRA MF102. Картридж черно-красного цвета с серебряным логотипом Унитры и маркировкой MF102. На брюшке надпись LICENCJA TENOREL. Иголка защищается несъемным, сдвигающимся колпачком. Частотные характеристики 20-20000, диапазон прижимной силы 1,0-2,0 грамма, оптимальная 1,5 грамма, заточка иглы сферическая. Вес 7 грамм. Эту головку звукоснимателя вместе с новым в заводской упаковке и описанием Арктуром 006, Олди привез из очередного Ретро Тура. Подключаем, слушаем.
Играет потише и похуже 1-го тракта. Верха замыленные и НЧ не такие убедительные. А середина ничего, слушать можно, для демонстрации подойдет. Резюме – оглушительная победа современной японской АТ-95Е над винтажной польской UNITRA MF102. Хотя когда я слушал UNITRA MF100, она произвела на меня гораздо более приятное впечатление.
ORTOFON 2M RED
Тракт № 4. Вертак TECHNICS SL-1500, SUMIKO BLACK PEARL. Картридж в черно-серебристом цвете с фирменной надписью BLACK PEARL. Иголка защищена прозрачным съемным колпачком. Частотные характеристики 18-27000, выходное напряжение 5 мВ, прижимная сила в диапазоне 1,5-2,0 грамма, оптимальная 2,0 грамма. Заточка иглы сферическая, вес 6 грамм. Головка звукоснимателя до сих пор выпускается Японской корпорацией SUMIKO и стоит в районе 9 тыс. рублей.
4-ый тракт играет громче процентов на 10-15 и побасовитей значительно. Да, 5 мВ – это вам не 3,5. Первое впечатление, что Сумико играет эффектней. Но ко 2-му треку звучание стало утомлять. Поприслушившись я решил, что Блэк Перл играет глуховато. Хочется НЧ убавить и верха не такие рассыпчатые. 1-ый тракт более сбалансировано и комфортно играет. Понатуральней и поестественней.
Резюме – после некоторых колебаний я отдал пальму первенства АТ-95Е. На данном музыкальном жанре она выглядела более убедительно. Хотя если бы мы слушали хард рок весы склонились бы в сторону Сумико.
И заключительный 5-ый тракт. Вертушка TECHNICS SL-1500, ORTOFON 2M RED. Черно-красный картридж с белой надписью ORTOFON спереди и красной маркеровкой 2М сбоку. Иголка защищается красным съемным колпачком. Частотный диапазон 20-22000, прижимная сила 1,6-2,0 грамма, оптимальная 1,8 грамма, выходное напряжение 5,5 мВ,
заточка иглы эллиптическая 8Х18, вес 7,2 грамма.
Серия головок звукоснимателя 2М выпущена компанией Ортофон сравнительно недавно и ее можно купить, практически, в любом магазине. В Нота+ ее цена составляет 5 тыс. рублей. Причем я покупал ее за эту цену 2 года назад. А недавно, рекомендовав знакомому 2М RED зайдя на сайт Нота+ с удивлением обнаружил что ее цена не изменилась. Все остальные головки подорожали почти вдвое, а 2М RED осталась по старой цене.
Заподозрив подвох, я позвонил в Ноту и узнал, что никакого подвоха здесь нет. За 5 тыс. рублей продается не последний выставочный, поцарапанный экземпляр, а просто компания Ортофон устроила акцию и продает 2М RED по старой цене. Картриджи в наличии, можно купить сколько хочешь.
Головка прикручена и настроена, можно приступать. Играет громче 1-го тракта процентов на 20. Еще громче чем Сумико. И ярко потрясающе! Динамики трясутся, наконец-то, как я люблю. По верхам, по низам, по середине – ярче, сочнее, звонче! Другой уровень совсем. И хотя ценовой диапазон один – разница в звуке порядковая. 1-ый тракт бледнее и беднее играет значительно! Какое-то все приглушенное и не настоящее. На 5-ом тракте рычащий бас, яркая середина и воздушные верха. На 1-ом баса меньше, середина присвистывающая, ненатуральная и шумная, верха бледные и неубедительные. 5-ый тракт играет объективно лучше. Ничего менять не хочется. Сцена четче и уверенней, расположение музыкантов определеннее. Звуков меньше, а музыки больше.
Глуховато играет 1-ый тракт. Нет легкости и звонкости. Воздуха не хватает. Резюме – значительное превосходство ORTOFON 2M RED над АТ-95Е и над всеми прослушанными сегодня головками звукоснимателя.
Оглушительная, бескомпромиссная победа! Если превосходство 1-ого тракта над 2-ым и 4-ым проходила с некоторым напрягом и жанровыми оговорками, то отрыв ORTOFON 2M RED от претендентов настолько велик, будто это не ММ картридж, а МС.
Результаты СтереоТеста в очередной раз констатируют факт – лучшая по звучанию головка звукоснимателя оказалась отнюдь не самой дорогой. Если Вам нужен качественный, хорошо звучащий, и при этом не слишком дорогой картридж – спешите за ORTOFON 2M RED.
Автор материала:
...
Имя: ...
Группа: ...
Статус: ...
О материале:
Дата публикации: 06.12.2015
Просмотров: 3029 раз
Рубрика: Стерео тест
Оставлено: 0 комментариев

Комментарии к материалу


Нет фото
Код *: