Приветствую Вас, Гость!



Фил. Клуб Филофонистов


Мойка

По поводу необходимости мойки пластинок в интернете огромное количество информации, поэтому углубляться в этот вопрос я не стану, а просто коротко обозначу основные аспекты.

Если Вы недавно увлеклись винилом и в Вашей коллекции только новые, купленные запечатанными грампластинки, то вопрос их чистоты не слишком для Вас актуален. Разумеется, при правильном хранении и эксплуатации. Если же Вы покупаете так называемые «первопрессы» - аутентичные издания доцифровой эпохи, то их по любому надо мыть.

Причем неважно, насколько аккуратно ими пользовались и как они выглядят. Даже если пластинку доставали из конверта пару раз, поверьте, за несколько десятилетий в канавках скопилось достаточное количество пыли и грязи, чтобы испортить Вам прослушивание. 

Чистый винил – чистый звук, слегка подернутый легким костерком от следов механического износа. Грязный винил – постоянный шум, скрежет и дребезжание, заглушающие музыку. И к сожалению, это не единственная проблема залапанных пластинок. Жир и грязь с таких винилов неизбежно перекочевывает на иголку звукоснимателя и как следствие – портят звук всей системы.

Сергей Свитенко, генеральный директор аудиосалона «Нота Плюс» рассказал, по этому поводу, весьма поучительную историю. Респектабельный, солидный господин на следующий день после покупки и инсталляции виниловой системы класса Hi-End, позвонил в салон и пожаловался на плохое качество звучания. Выехавший к нему специалист, обнаружил на иголке комок жирной грязи, размером со спичечную головку. И налипла эта куча от прослушивания одной единственной заляпанной пластинки Rammstein. 

Расценки. Одна пластинка 220 руб. Дюжина – 2000 руб.

Реставрация винила.

Хочу сразу отметить – чудес не бывает! Если пластинку топтали ногами в кованных сапогах и тушили об нее окурки – восстановить полноценное звучание ну никак не получится! Поверьте, я знаю, о чем говорю. Десятки часов, проведенные со штихелем под микроскопом, дают мне основания это утверждать. Но!!! Если Ваша пластинка в основном, в хорошем состоянии, но в одном или нескольких местах она застревает, перескакивает или громко коцает, то это можно и нужно исправлять.

Коротко остановлюсь на наиболее распространенных дефектах и методах их устранения. Самый простой случай. К пластинке что-то прилипло. Под микроскопом это выглядит как куча инородного материала, завалившая собой одну или несколько канавок грампластинки. Иголка звукоснимателя, спотыкаясь об эту кучу, перескакивает на соседнюю канавку. Освобождаем звуковую дорожку от прилипшей дряни и если Вы своевременно обратились к специалисту и иголка не успела в этом месте нарыть царапину, то от дефекта не останется вообще никакого
следа.

Следующий случай по-сложнее – заводской брак. Тут ситуация обратная. Какая-то дрянь прилипла к печатной матрице, оставив на пластинке углубление. Под микроскопом это выглядит как воронка от взрыва с ямой посередине и вспученными заусенцами по краям. Об эти заусенцы и спотыкается игла. Исправлять такой дефект намного сложнее. Необходимо замять вспученные края в углубления и штихелем прорезать колею для беспрепятственного следования иглы. Таким образом, устраняется перескок, но на месте дефекта, как правило, все же слышится незначительный щелчок.

И самый распространенный случай – механическое повреждение или царапина. Под микроскопом это выглядит, как если бы горячим ножом провели по ребристой плитке шоколада. Форма-масса как бы оплавляется и сдвигается по направлению царапины, заполняя собой канавки звуковой дорожки. Если царапина неглубокая – это проявляется в виде заусенцев, направленных в одну сторону поперек движения иглы и слышатся как периодические щелчки в одном или обоих каналах. В более серьезных случаях это выглядит как траншея с наваленным по краям грунтом, прорытая поперек звуковых дорожек. И по такой траншее иголка запросто можно съехать аж на соседний трек. В данном случае, задача
реставратора убрать наплывы и заусенцы, обеспечив беспрепятственное следование иглы по звуковой дорожке.

Достигается это при помощи специальным образом закаленного и заточенного под определенным углом штихеля, микроскопа МБС-10 и рук гравера с четверть вековым стажем.

На YouTube я нашел видео, довольно хорошо демонстрирующее смысл реставрационных работ. Я делаю не точно так же, но по очень похожему принципу. 

Расценки. В зависимости от сложности работы 200-1000 руб.